В минувшую среду Италия отметила дату, круто изменившую жизнь страны. Полвека назад, 9 марта 1955 г., родился «ФИАТ-600», ставший символом массовой автомобилизации Италии.

«Шестисотый» стоил в то время «всего» 590 тыс. лир, годовую зарплату квалифицированного рабочего завода ФИАТ (средний служащий получал вдвое больше). Но главное — не только низкая, по сравнению со всеми предыдущими моделями, цена. Революционным новшеством было то, что машина продавалась в рассрочку на два года. За «шестисотым» сразу выстроилась очередь желающих — длиною в год.

Дебютировавший на Женевском международном автосалоне автомобиль положил начало массовой автомобилизации Италии: если в 1955 г. по дорогам страны ездили 700 тыс. машин, то в 1970 г., когда «шестисотый» сошел со сцены, их было 10 миллионов. Главным конструктором «шестисотого» был легендарный Данте Джакоза, который спустя два года создал не менее легендарный ФИАТ-500 (его неудачной копией стал «горбатый» «Запорожец») и многие другие прославленные микролитражки ФИАТа. Четыре цилиндра рабочим объемом 633 «кубика» потребляли 5,7 л бензина на 100 километров. В «шестисотом Фиате» было немало технических новшеств. Так, мотор располагался сзади, что увеличивало пространство кабины, где достаточно свободно размещались четыре человека. Хотя вот максимальная скорость «ФИАТа-600» составляла всего 95 км/час.

Появление «шестисотого» стало частью глубоких социальных перемен: итальянцы переходили из периода бедности к периоду массового потребления. Спустя полгода — в ноябре 1955-го — открыло регулярное вещание национальное телевидение, и телевизоры (стоившие в черно-белом варианте 160 тыс. лир) вошли в дома итальянцев. Италия быстро покрылась сетью автострад — в 1958 г. построили первый участок главной транспортной артерии страны — «Автострады солнца», протянувшейся от «подошвы» итальянского «сапога» до верхушки «голенища».

Выпуск «шестисотого» прекратился 18 мая 1969 года. За 15 лет с конвейеров в Турине сошли более 2 млн 600 тыс. машин. Но судьба этой модели не завершена: несколько лет назад поступил в продажу новый микролитражный автомобиль со старым названием «ФИАТ-600». Однако и «шестисотые»-ветераны по-прежнему в строю: разъезжать по тесным городским улицам на подновленных машинах выпуска сорокалетней давности считается модным среди молодых преуспевающих итальянцев. За этот шик приходится платить: на рынке оригинальная модель «шестисотого» первых серий стоит ?6 тысяч!

www.ladaonline.ru

*