Прирост абонентской базы становится стихийным бедствием для операторов. 8 марта на весь день отказал единственный SMS-центр «ВымпелКома» (торговая марка «Би Лайн»). В результате сотни тысяч абонентов оператора не смогли отправить поздравительные сообщения.

Уровень проникновения мобильной связи (количество сотовых телефонов на 100 человек) составил на конец февраля 56%, что в два раза больше показателей годичной давности — 27,5%. В Москве этот показатель равен 107%.

Такой рост не мог не сказаться на качестве предоставляемых операторами услуг. В Международный женский день стало известно о проблемах с отправкой коротких сообщений (SMS), которые возникли у абонентов «Би Лайна». Как рассказала ГАЗЕТЕ пресс-секретарь «ВымпелКома» Юлия Остроухова, трафик всех абонентов «Би Лайна» на территории России обслуживает через три коммутатора единственный SMS-центр Comverse, установленный в Москве. Из-за резкого увеличения количества отправляемых 8 марта SMS линии между SMS-центром и транзитными коммутаторами оказались перегруженными с девяти часов утра по московскому времени, что привело к сбою в системе. Специалисты компании предотвратили его лишь к 23 часам по Москве, когда активность абонентов по отправке SMS спала.

Отправка SMS является лидером среди неголосовых услуг. 71% опрошенных пользователей сотовой связи отправляют короткие сообщения, в то время как закачкой игр на телефон (вторая по популярности неголосовая услуга) занимаются лишь 26% абонентов. Поэтому в результате сбоя без услуги отправки сообщений могли оказаться несколько сотен тысяч клиентов «Би Лайна».

Два других оператора «большой тройки» — МТС и «МегаФон» — массовых проблем со звонками или отправкой сообщений 8 марта не испытывали. По словам директора службы по связям с общественностью МТС Павла Нефедова, рост абонентской базы происходит в соответствии с маркетинговыми прогнозами компаний-операторов.

Правда, по словам ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, сети сотовой связи строятся исходя из средней, а не пиковой нагрузки. В этой связи для операторов основной проблемой является активность пользователей в те или иные моменты. «Ни один оператор не будет закладываться на двойной запас прочности сети, поскольку это лишние инвестиции, которые не возвращаются быстро», — говорит Муртазин.

По словам Муртазина, у «Би Лайна» было удачное начало года с точки зрения прироста абонентской базы как в Москве, так и в регионах, однако расширить техническую базу под новое количество абонентов компания не смогла. Между тем основательно проблему отправки сообщений в часы пик в «Би Лайне» надеются решить после запуска региональных SMS-центров и переноса на них части регионального трафика. По словам Остроуховой, этот запуск ожидается в конце апреля.

Учитывая день, в который произошел сбой с отправкой сообщений у «Би Лайн», он нанесет удар по имиджу компании, считает аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский. «Однако большой трагедии делать из этого не стоит, ведь сбои случаются у всех операторов, а основной услугой связи является передача голоса», — говорит эксперт.

СПРАВКА

Случившаяся во вторник проблема с отправкой SMS не первая в работе «Би Лайна». Последний раз серьезный сбой в сети оператора возник в сентябре прошлого года, когда из-за неполадок в программном обеспечении одного из коммутаторов без связи остались жители ряда районов Москвы. А в июне 2004 года без связи в течение нескольких часов остался весь центр столицы.

09.03.2005

Артур Саруханов

Газета

*