Человек в бункере. Спецслужбы давно знали, где прячется Масхадов
Весь вчерашний день представители ФСБ, МВД, Генпрокуратуры и прокуратуры Чечни проводили следственные действия в чеченском селе Толстой-Юрт, где утром 8 марта в результате спецоперации был уничтожен «официальный» лидер сепаратистов, бывший президент Ичкерии Аслан Масхадов.
Его тело было обнаружено в хорошо оборудованном бункере под частным домом, принадлежащем некоему Сайдербеку Юсупову. Произошло это утром в среду после того, как группа спецназа федеральных сил подорвала вход в бункер, полагая, что находящиеся там боевики могут оказать сопротивление. Уже вчера днем Региональный оперативный штаб (РОШ) по проведению контртеррористической операции сообщил об официальном опознании в уничтоженном в Толстой-Юрте боевике Аслана Масхадова. Также уверенно об этом объявил вице-премьер Чечни Рамзан Кадыров, который ранее хорошо знал лидера сепаратистов. Впрочем, следователи прокуратуры говорили, что окончательно процедура опознания лидера сепаратистов завершится лишь через несколько недель — после медицинской и генетической экспертиз. Хотя следователи тоже признали, что Масхадова визуально опознали многие знавшие его люди, в том числе и родственники.
В целом история, как российские спецслужбы наконец добрались до одного из главных своих врагов, по заявлению официальных лиц, оказалась проста. Оперативникам удалось захватить одного из приближенных к Масхадову боевиков, который и выдал место, где тот прячется. Однако, как и почему лидер сепаратистов оказался в этом бункере, и от чего же именно погиб, вчера по-прежнему оставалось неясно. Так, Рамзан Кадыров, признавая, что операцию проводили в основном сотрудники именно федеральных сил, в том числе ФСБ, сообщал, что Аслан Масхадов был якобы убит случайным выстрелом, произведенным одним из его телохранителей. По данным же представителей РОШ, Масхадов погиб под обломками подорванного бункера.
Как удалось выяснить «Времени новостей», на самом деле места, где Масхадов скрывался последние годы, для спецслужб большим секретом не было. «В конце 2002 года он женился на молодой девушке из селения Исхой-Юрт, там и остался жить, — рассказал наш источник в Чечне. — Как только в там планировались операции федеральных сил, Масхадов тут же узнавал об этом и уходил в леса Ножай-Юртовского района. Когда в декабре прошлого года был арестован муж племянницы Аслана, он занервничал, на время исчез из нашего поля зрения. Недавно Масхадов вновь объявился в Исхой-Юрте, поскольку его новая жена родила дочку. Три дня назад он покинул село и отправился в Толстой-Юрт. Спугнула его операция, которую спецслужбы проводили в Ножай-Юртовском, Гудермесском и Курчалоевском районах». По данным «Времени новостей», бункер в селе Толстый-Юрт был оборудован еще полтора года назад. Под прилегающей к одноэтажному дому пристройкой боевики вырыли отдельное помещение, напоминающее обычный подвал. Туда на днях и перебрался Аслан Масхадов.
«7 марта в нашу засаду попали двое бандитов Басаева и один из группировки, подчиняющейся Масхадову», — сообщил наш собеседник. — Вот он и рассказал, что бывший президент Чечни сейчас находится в Толстой-Юрте. 8 марта в 8 утра мы оцепили указанный боевиком дом. В нем находилась три человека, и меньше чем через час они сдались, сообщив, что в бункере прячется Масхадов. Мы взломали пол и увидели люк. Он был заперт, а бандиты сообщили, будто люк еще и заминирован с внутренней стороны. До часа дня оперативники пытались убедить находившегося в бункере человека (то, что это Масхадов, уверенности до последнего момента не было) сдаться, но он просто не отвечал. Тогда люк решили взорвать направленной миной. Когда бомба сработала, мы увидели лестницу, которая вела вниз где-то метра на 2. Спустились, там оказался обычный подвал размером 2 на 2 метра, где стояла кровать и стол с компьютером и несколькими радиостанциями. На полу лежал человек. Взрывной волной его ударило об стену, плюс осколки ранили боевика в правую часть груди и выбили правый глаз. Погибшим действительно оказался Масхадов. В среду его тело опознали родственники. Задержанных боевиков сейчас допрашивают».
Впрочем, во всех спецслужбах вчера признавали, что уничтожение Масхадова — победа больше политическая, и на оперативную обстановку в республике его гибель вряд ли серьезно повлияет. Еще с конца 1999 года, после нападения боевиков на Дагестан, стало очевидным, что влияние Масхадова на большинство полевых командиров, действующих в Чечне, довольно ограничено. И куда большую роль в террористическом подполье — в вопросах финансирования, обучения, снабжения боевиков и подготовки терактов и диверсий — играют арабские наемники и формальные подчиненные Масхадова — Шамиль Басаев, Руслан Гелаев, Доку Умаров, Хаттаб, Абу аль-Валид и т.д. Из всех этих полевых командиров усилиями спецслужб сейчас в живых остались только трое известных и пользующихся авторитетом у боевиков — Басаев, Умаров и арабский наемник, эмиссар «Аль Каиды» Абу Хавс. Очевидно, что именно они и дальше будут по-прежнему будут реально руководить действиями террористов.
Уже вчера интернет-сайт сепаратистов «Кавказ-центр» разместил заявление Басаева, в котором преемником Масхадова на посту главы «Госкомитета обороны (ГКО) ЧРИ» назван некий Абдул Халим. По данным спецслужб, это Абдул Халим Сайдуллаев. Еще несколько лет назад он был назначен главой «Шариатского комитета ГКО», а прошлой осенью Масхадов его якобы назначил даже «вице-президентом». Однако в среде боевиков, по данным спецслужб, этот человек мало известен и реально никакой роли в действиях сепаратистов не играл.
Масхадов Аслан Алиевич. Родился 21 сентября 1951 года в селе Шанай Карагандинской области (Казахстан). В 1957 году с семьей переехал в Чечню, в село Зебир-Юрт Надтеречного района. После окончания средней школы поступил в Тбилисское высшее военной артиллерийское училище. В 1972 году по распределению был направлен в Дальневосточный военный округ, где прошел от командира взвода до начальника штаба дивизиона. В 1981 году окончил Военную артиллерийскую академию им. Калинина (Ленинград), был направлен в Южную группу войск в Венгрию, где командовал дивизионом, потом полком. В 1986 году был переведен в Прибалтийский военный округ, занимал должности командира самоходного артполка, начальника ракетных войск и артиллерии дивизии. Был избран председателем Офицерского собрания дивизии. В 1991 году был назначен начальником Гражданской обороны Чеченской республики, а затем замначальника Главного штаба Вооруженных сил ЧР. В 1992 году Масхадов уволился из рядов российской армии. В 1993 году участвовал в боевых действиях против антидудаевской оппозиции. В начале 1994 года руководил обороной Грозного, в марте назначен начальником Главного штаба ВС Чеченской Республики. Во время «первой» чеченской кампании руководил большинством боевых и диверсионных операций сепаратистов. В 1995-96 годах участвовал в мирных переговорах с федеральными властями, подписав Хасавюртовские соглашения. Возглавлял коалиционное правительство Чечни, 27 января 1997 года был избран президентом Чечни, после чего возглавил правительство и все вооруженные силы республики. Весной 1999 года ввел в Чечне шариатское правление. Нападение боевиков на Дагестан осенью того же года поначалу осудил, но потом возглавил действия сепаратистов против федеральных сил, заняв пост «Председателя Государственного комитета обороны ЧРИ». Первое уголовное дело прокуратурой было заведено против Масхадова еще в 1995 году, в марте 2000 года был объявлен в розыск по обвинению в организации вооруженного мятежа на территории Чечни. Уже в начале этого года Генпрокуратура заочно предъявила ему обвинения в организации теракта в Беслане и нападения на Назрань.
Александр ШВАРЕВ, Виктор ПАУКОВ
N°39
10 марта 2005 Время новостей
***