Вчера министр экономического развития и торговли Герман Греф сообщил, что МЭРТ и Минпромэнерго до конца марта внесут в правительство на утверждение стратегию развития российского авиапрома и план создания единой российской авиационной корпорации. Если этот план одобрит президент, авиагигант может быть создан уже в 2005 году. Сможет ли он создавать конкурентоспособную авиатехнику даже при участии иностранных компаний – вопрос пока до конца не проясненный.

Вполне вероятно, что с принятием решения о создании авиационной корпорации могут быть увеличены объемы госзаказов на авиатехнику. По крайней мере, на это очень рассчитывают ее производители. Пока же говорить о более-менее солидном заказе, способном ощутимо повлиять на финансовые планы авиастроителей, не приходится.

На этом фоне недавнее заявление главкома ВВС Владимира Михайлова о намерении приобрести около 300 учебно-боевых самолетов Як-130 прозвучало для производственников более чем оптимистично. «Як-130 – самолет, на котором уже в ближайшее время будут летать наши курсанты, – отметил генерал. – У этого самолета большое будущее, по всем параметрам самолет на сегодняшний день превосходит все аналоги, даже зарубежные. Такой превосходной машины в военно-воздушных силах не было».

Но генеральский оптимизм несколько померк после того, как некоторые уточнения внес министр обороны Сергей Иванов. Он подтвердил, что ВВС действительно приступают к закупкам Як-130 в 2005 году. Но при этом умолчал о количестве закупаемых самолетов, добавив, что эта машина создана российскими и итальянскими конструкторами совместно. «Россия и Италия создали очень хороший и конкурентоспособный продукт, – сказал Сергей Иванов журналистам во Флоренции, – приобретением этого самолета уже заинтересовался ряд иностранных государств».

Не надо быть специалистом, чтобы угадать, что в самолете Як-130 сделали наши, а что – итальянцы. Естественно, планер и оружие изготовили в России, а электронную начинку – в Италии. Всем хороша машина, но как делить прибыль от ее реализации, по всей видимости, еще не решили. Общеизвестно, что «железо», то есть планер, составляет примерно треть стоимости самолета. Мотор для Як-130, который, кстати, сделали в Запорожье, – еще треть. А остальное приходится на электронную начинку – авионику. Не вполне понятно также, каким образом Италия – член НАТО, будет поставлять самое современное авиационное оборудование для оснащения российского серийного учебно-боевого самолета, способного, кстати, нести до трех тонн боевой нагрузки.

Производство Як-130 организовано на Нижегородском авиационном заводе «Сокол». В пресс-службе предприятия «Новым Известиям» пояснили, что машина была построена в рекордные для новейших времен сроки – всего за два года. В апреле 2003 года первый самолет улетел на авиасалон в Ле-Бурже. Параллельно первенцу был выпущен второй. На выходе третий Як-130. Заводу пообещали, что в 2006 году планируется увеличить заказ до четырех машин. Но специалисты предприятия эйфории не испытывают. Руководство завода скромно определяет 2005 год как «период создания фундамента для развития предприятия». Что ж, подход вполне «по одежке» – государственный оборонный заказ на 2005 год предусматривает ассигнования на строительство лишь одной машины Як-130. А президент ОКБ имени Яковлева Олег Демченко сообщил «НИ», что ВВС России реально могут закупить 100–150 этих самолетов до 2015 года.

ВАЛЕРИЙ ВИРКУНЕН

«Новые Известия»

10.03.05

четверг

«Новые Известия»

*