(«Новая газета» в Самаре). В прошедшую пятницу, ближе к вечеру, пресс-служба губернатора Самарской области Константина Титова распространила заявление о планируемых некими бизнес-группами провокационных действиях по дестабилизации ситуации в области. Цель акции, как гласило заявление, — сделать губернатором своего человека.

Заявление пресс-службы губернатора Самарской области

Нам стало известно, что отдельные коммерческие структуры, расположенные в Самарской области, готовят ряд провокационных действий в отношении руководителей действующих органов государственной власти — К.А.Титова, В.Ф.Сазонова, С.А.Сычева. Понятно, что цель митингов и пикетов — дестабилизировать ситуацию в области и постараться сделать губернатором своего человека, который будет защищать интересы только финансово-промышленных   групп…

Участвовать или не участвовать в акциях протеста — это личный вопрос каждого человека. Но прежде чем принимать решение, подумайте: не хотят ли использовать вас бизнес-группы, рвущиеся к власти? Мы обращаемся также к политическим партиям и общественным движениям: не втягивайтесь в политические игры в целях сохранения стабильности в регионе.

На следующий день Константин Титов встретился с журналистами, а через несколько часов стало известно, что партия «Свободная Россия» планирует в Самаре провести митинг, пикетирование и установить палаточный городок у стен «Белого дома».

Общение Константина Титова с журналистами оставило у меня двойственное впечатление. С одной стороны, серьезность происходящего, похоже, не на шутку волнует губернатора, и срочно созванная пресс-конференция тому подтверждение. С другой — в ходе встречи Титов так и не назвал ни одного имени, ни одной структуры из тех, кого в заявлении пресс-службы величают бизнес-группами и их ставленниками на пост губернатора. Впрочем, завуалированно кого-то и назвал. Но обо всем по порядку.

«Они знают, что я знаю»

— Я хочу сказать только об одном — не надо дурака валять. Вы прекрасно понимаете, что это все не на пустом месте. Есть такой американский фильм «Я знаю, что ты знаешь». Сегодня через вас, владеющих словом, пером, камерами, — не важно, кому эта камера или газета принадлежит — я хочу сказать противной стороне — а она известна: «Я знаю то, что они тоже знают, что я знаю». Я хотел бы, чтобы об этом знал и народ Самарской области.

Мне сегодня дестабилизация и области не нужна, не исходя из моей личной карьеры, моя личная карьера — это моя личная карьера, а исходя из той ситуации, в которой сегодня находится вся страна. Мы сегодня в трудном периоде монетизации льгот, реформы ЖКХ, и вот эти политические всплески — они никому не нужны. Если господам олигархам и тем, кто за ними стоит, интересно все это — то на здоровье.

Я не буду поддаваться на провокации. Я не буду участвовать во всей этой митинговщине, мне это не нужно совершенно. Но они тоже должны понять, что о их намерениях мы знаем. И будем принимать, конечно, контрмеры.

Константин Алексеевич, а кто эти «темные силы»?

— Существует альянс, они вообще все против, и несколько   команд.   Я,   в принципе,   знаю две   команды.

Назвать их вы можете?»

— Я готов с ними сесть за стол переговоров, и предлагал им это неоднократно. Они отказываются — нет, мы тут ни при чем. Ну раз они говорят «ни при чем», то зачем я буду называть их фамилии?   Вы их не хуже меня знаете. Но если еще не знаете — узнаете из других   источников   информации. От аналитиков политических.    Или    поднимите подшивки   вашего   медиа-холдинга, и все сразу узнаете — кто за кем стоит, что и как.

Будете ли вы предпринимать   какие-то   действия против них?

— Наша   пресс-служба выпустила   заявление.   Это первое    действие.    Второе действие — это то, что мы с вами собрались. Третье — давайте сядем за стол переговоров и посмотрим в глаза друг другу. Спросим, кем вы были и кем вы стали. Вас либеральная позиция Титова не устраивает — хорошо. Но решение о губернаторе принимает президент. Вы собрали гору компромата, тащите в администрацию президента — пусть они разбираются. Несите, но как вы будете в глаза   мне смотреть,   если президент   определится   по моей фигуре?

Я хочу их предупредить: не делайте необдуманных шагов, не загоняйте себя в угол, чтобы у вас не было возврата. Это третье действие. Если они умные люди, они поймут. Думаю, этих действий достаточно.

Ожидаете ли новых атак на вас и более жесткого давления?

— Да, поэтому я вас и собрал. И хочу сказать, что я к этому давлению готов.

А если обращение к «ним» не даст результата и никто не сядет с вами за стол переговоров, «что тогда?

— Вот тогда мы будет официально   обращаться   в прокуратуру, и пусть прокуратура занимается этими вещами, потому что некоторые дела, которые планируются, просто незаконны.

Сделав секундную паузу, похоже, для тех, кто его так и не понял, Титов добавил:

— Есть у нас огромный серьезный медиа-холдинг, и есть Самарская ГРЭС: когда нет ветра — куча сажи на снегу. Так, может, меньше денег на медиа-холдинг и на журнал «Пионер» надо тратить, а больше на то, чтобы были нормальные сажеуловители и дымоуловители. Это будет и губернатору полезно, и всем жителям Самары и Самарской области. Я еще острее могу в глаза им сказать.

Я хочу всех предупредить. Всех тех, кто нанял PR-агентства, — не важно, родственники Гая или кто-то другой, важно что деньги они получают по серой, по черной, и деньги немалые.

А сколько стоит убрать Титова или кого-то другого с поста губернатора?

— Титов вообще бесценен, а все остальные пусть думают. Я могу сказать, что у тех пиар-агентств, которых они нанимают, специалисты меньше чем за 50 тысяч долларов в месяц не работают. По моим сведениям, таких специалистов трое — вот уже 150 тысяч долларов в месяц.

И долго они будут работать?

— Думаю, до июля. А если денег много, можно всю жизнь этим заниматься, не заниматься экологией и природоохраной, а заниматься вот этим как хобби, как рыбок разводить.

Откуда стало известно о   планирующихся   против вас акциях?

— Вы знаете, есть специальный   инструментарий аналитический, я ведь не случайно про родственников тут сказал. Вот оттуда и стало известно.

Вас давно не было, а как у вас вообще дела? Как дома?

— Дома все в порядке, слава Богу. Внуки не болеют — тоже очень хорошо.

То, что я болел, мне пошло на пользу — я несколько по-другому стал относиться к своему здоровью, к образу жизни. В этом плане все спокойно. Но охрану пришлось усилить — и мне,    и членам семьи.

Зачем?

—   Есть принцип: нет человека — нет проблемы. У нас ведь ни одно политическое убийство в области не раскрыто.

А кому Титов мешает?

— Разве   не   мешает? Как кость в горле — выплюнуть страшно, а проглотить вообще невозможно.

Кто решил, что надо усилить охрану?

— Решение исходило из аналитического расчета ситуации и конкретных предложений определенных структур. Есть официальные структуры, которые следят за порядком,, есть их рекомендации,   почему не прислушаться.

Мы все о врагах. А друзья у вас есть?

— Вспомните три действия арифметики — вычесть,   сложить   и   умножить. Посчитайте сами и поймете — есть. И очень влиятельные.

Не возникало желания, как у других губернаторов, поставить перед президентом вопрос о доверии?

— Мне задавали этот вопрос   накануне   Нового года и задают сейчас, ну у меня есть еще время подумать. До конца апреля. Я не знаю, нужно ли торопиться и испытывать свою судьбу? Я думаю: стоит ли, нужно ли? И   вообще — нужно ли мне все это?

Как вы оцениваете свои шансы стать губернатором    по    представлению президента?

— Каждый    человек свои шансы оценивает по-разному.   Например,   Вера Лекарева считает, что она, как   Матвиенко,   пройдет «на ура». Но, наверное, тут фигуры   все-таки   разного политического веса.

О чем думал председатель Совета Федерации Миронов, представляя президенту кандидатов на пост губернатора Сазонова и Лекареву, мне непонятно. Я считаю так: есть президент Российской Федерации, решит он, что «нужна свежая кровь», — ну на здоровье. Это его право.

Мы говорим о Лекаревой и Сазонове, а есть еще кандидаты?

— В Госдуме есть

Имеете в виду Казакова и Мокрого?

— Почему только Казаков и Мокрый? Там еще есть    депутаты    Государственной Думы. Где-то не прошло,   вдруг в   Самаре пройдет.

Известно, что разные люди и группировки делают заходы   в   администрацию президента, к    Кириенко, продвигая того или иного кандидата на пост губернатора. Встречи всякие организовываются.   Вы   как   к этому относитесь?

— Выигрывает не тот, кто «заходит», а тот, кто работает. Тот, кто «заходит», как правило, проигрывает, потому что назойливость, суетливость не приводят к успеху.

Мне не надо «заходить». Чего меня знакомить с президентом, когда я достаточно часто с ним встречаюсь и на заседаниях Госсовета, и лично. Чего мне знакомиться с Медведевым, с Сурковым, с Абрамовым… или как, допустим, некоторые наши структуры действуют. Через отдельных представителей администрации.

Как проходит уголовное дело, о котором говорил в декабре прокурор Самары Виктор Казберов? Вас вызывали в прокуратуру?

— Давайте будем серьезными людьми. Как вы любите говорить, «мухи отдельно, котлеты отдельно». Я приглашался пока как свидетель. По этому делу много фигурантов: есть подозреваемые, есть обвиняемые, но я приглашаюсь как свидетель. Все остальное — тайна следствия. Я подписку давал.

Прокурора Самарской   области    Александра Ефремова так же называют в числе претендентов на пост   губернатора.   Можно расценивать громкие заявления прокуратуры об уголовном деле, где вас называют одним из фигурантов, политическим заказом?

—Этого я не могу сказать, У меня же нет информации, что Александр Федорович давал команду придушить Титова или не давал. Уголовные дела открываются и закрываются,   президенту   об   этом деле   известно,   Генеральной прокуратуре тоже.

А если президент вас не предложит на пост губернатора, чем займетесь?

— Я достаточно поработал,   и   у   меня   никаких огорчений не будет:    я знаю, чем мне заняться.>

Так чем?

— Мемуары буду писать — первый вариант. Есть, о чем написать. Куплю участок земли и буду разводить страусов — тоже интересно. Найдем,   чем   заниматься. Была бы шея, а хомут найдется.>

А в этом случае вы предложите президенту какую-то кандидатуру?

— Давайте внимательно прочитаем закон. Действующий губернатор никакого влияния, вклада в формирование мнения президента при назначении губернатора не имеет. Спросит президент — я предложу.

Через час после пресс-конференции стало известно, что партия «Свободная Россия» планирует 12 и 13 марта провести в Самаре пикетирование, а 14 марта разбить у здания областной администрации палаточный городок и провести митинг. Все эти акции организованы с целью публично выразить позицию партии в отношении деятельности губернатора Самарской области Константина Титова.

Абоненты вне зоны

Не знаю, кто стоит за организацией планируемых антититовских акций, может, и вправду «Волгопромгаз». Впрочем, в коридорах областной администрации мне, естественно по секрету, называли еще и группу «Самкон», и Виктора Казакова, и Владимира Мокрого, и компанию «СОК». Не знаю. Может, кто-то из них. Знаю одно: делается это настолько убого, что становится смешно.

Организатором пикетирования, митинга и палаточного городка по документам является партия «Свободная Россия», Политсовет и исполнитель мало кому известной виртуальной структуры находится в Екатеринбурге. А уполномоченным по проведению мероприятий в Самаре назван господин Рящин А.А., проживающий в городе Колывань Новосибирской области. Местом обитания Андрея Анатольевича в нашем городе указана гостиница «Националы».

С него-то я и начал. Однако, оказалось, господин из Колывани вроде как ничего и не знает о планируемых мероприятиях. Или знает, но сказать не может. Не велено. В общем, наши двухдневные телефонные переговоры привели к тому, что Андрей Рящин послал меня к руководству партии — они, мол, все скажут, а мне не велено давать какие-либо комментарии.

Звоню в Екатеринбург. По телефону «Свободной России» мне объясняют, что здесь вообще-то корпорация «ДЕНАС» и про Самару знать ничего не знают. Слышу в трубке, как о чем-то переговариваются, и моя собеседница говорит: «Ой, сейчас я вам Диму позову, может, он вам ответит».

Дима оказался пресс-секретарем политсовета партии Дмитрием Михайловичем. Про Самару он что-то слышал. По крайней мере, знает, что есть такой город. Даже вспомнил, что у нас есть региональное отделение партии.

— Давно оно в Самаре?

— Да, уже достаточно давно. Да вы на нашем сайте посмотрите. Там   и телефон указан.

Захожу в Интернет. Оказывается, «Свободная Россия» — название партии Ирины Хакамады. Точнее, так она называлась до середины 2004 года. После того как Ирина Мацумовна сдала документы в Минюст на регистрацию, оказалось, что буквально вчера партия с таким названием уже зарегистрирована. И лидером ее является мало кому известный господин из Екатеринбурга по фамилии Рявкин. Его я пока не трогаю, пытаюсь найти самарское отделение партии. Нахожу. Председатель — Сергей Плешаков, телефон 63-24-96. Звоню — раз, другой… пятый. Перезваниваю в «Волгателеком» и спрашиваю, есть ли в Самаре такой номер. Выясняется, что нет. Звоню Дмитрию Михайловичу. Милый девичий голос:

— А у нас таких нет.

— Как нет? Я с ним полчаса   назад   разговаривал.

— Ну сейчас я поспрашиваю.

Ушла. Вернулась.

— Сейчас подойдет. Трубку   берет    Дима.

Объясняю, что найти Плешакова невозможно — нет такого номера в Самаре.>

— Да?>

— Да.

— Ну перезвоните через десять минут. Перезваниваю. Дает номер мобильного, но предупреждает, что он может быть вне зоны обслуживания. Абонент действительно вне зоны. Найти Сергея Ивановича Плешакова не удается. Ищу Рявкина.

«Бизнесмен, политик и человек» — так его именует сайт корпорации «ДЕНАС». Похоже, такой же виртуальный объект, как и возглавляемая им партия. Недоступен.

На пару с коллегами из агентства «ВолгаИнформ» после двух дней поисков и переговоров с разными мальчиками и девочками, отвечавшими: «Мы не уполномочены давать какие-либо комментарии по Самаре» — нашелся человек, который хоть что-то сказал. Заместитель председателя партии «Свободная Россия» Игорь Коновалов в субботу вечером сообщил, что самарские власти запретили партии проводить мероприятия по выражению позиции в отношении деятельности губернатора Константина Титова. По поводу чего будет сделано заявление.

Привет, приплыли. Меня вообще-то интересовало другое. Например, с какого это бодуна господа из далекого Екатеринбурга заинтересовались Самарой. А еще очень интересно, как там, в сибирской Колывани, народ живет? То ли очень хорошо и господин Рящин приехал поучить нас, как жить, то ли очень хреново и Андрей Анатольевич прибыл к нам на заработки.

Думаю, не сознается. Ему не разрешат.

Сергей Курт-Аджиев

   «Новая газета» в Самаре» № 09Р (1041) от 7.03.2005.

*