(Ведомости). По словам первого вице-спикера Госдумы Любови Слиски, уже в ходе нынешней сессии Госдума может рассмотреть законопроект, дающий право губернаторам назначать мэров городов и глав муниципальных образований. Насколько реалистичны и законны эти планы? (Опрос подготовили Антон Осипов, Павел Миляев, Глеб Столяров.)

Идея интересная. У нас в каждом втором регионе — конфликт губернатора и мэра, особенно когда мэры возглавляют областные центры-доноры. К тому же мэры исполняют много полномочий не только местного, но и регионального уровня. Поэтому необходимо такое решение вопроса, чтобы в избрании мэра принимал участие и губернатор. Это даст возможность сгладить многие конфликтные ситуации и эффективнее организовывать работу в регионах.

Вячеслав Володин, вице-спикер Госдумы, первый заместитель руководителя фракции “Единой России”

По Конституции уровень местного самоуправления не входит в систему госвласти. Идея назначать мэров сверху не только нарушает Основной закон, но и входит в неустранимое противоречие с [ратифицированной Россией] Европейской хартией местного самоуправления. Другое дело, если бы в соответствии с уставами муниципальных образований мэр избирался не прямым голосованием, а избирался или нанимался, как во Франции, муниципальным советом.

Павел Кудюкин, независимый эксперт, экс-директор Центра проблем госуправления

Все равно, будет ли мэр назначаться губернатором или — совковая уловка — избираться депутатами по предложению губернатора. Это похороны местного самоуправления. Не надо выстраивать вертикаль госвласти. Она уже выстроена. Это система УВД, прокуратуры, судов, налоговых органов, казначейства — все основные рычаги государства пронизывают страну вплоть до субъектов местного самоуправления. Так что оставьте местным властям местные вопросы: куда прокладывать дороги, когда стричь деревья, где построить общественный туалет. Не решать же их из Москвы!

Михаил Ставровский, мэр города Череповец

Я против этой идеи. Она очень сильно ослабляет федеральную власть. В результате назначений сверху власть никогда не узнает о том, как настроено население. Законодательство позволяет местному самоуправлению самому определить, как жить на данной территории. Если население захочет назначаемого мэра, это должно быть прописано прежде всего в уставе города.

Сергей Абышев, экс-вице-мэр Нижнего Новгорода, депутат гордумы Нижнего Новгорода

Муниципальная власть и государственная власть — это разные вещи. Грубо говоря, губернатор — это не начальник мэра. Если губернатор встроен в систему государственной власти и решает проблемы, важные как для Самары, так и для Москвы, то мэр — это глава местного самоуправления, на нем лежит ответственность только за город. Так почему же тогда президент должен утверждать кандидатуру мэра? Так при чем же тогда государственная власть?

Андрей Перла, завсектором консалтинга и PR самарского центра гуманитарных технологий и исследований “Социальная механика”

09.03.2005, №40 (1322)

Ведомости

*