(Би-би-си). В местечке Шервуд-парк, что под Эдмонтоном, в канадской провинции Альберта, две команды хоккеистов-любителей, по 20 человек с каждой стороны, десять дней подряд играли в хоккей. Они не уходили с ледяной площадки 240 часов — за исключением тех случаев, когда, как и положено в хоккее, на лед выходила другая пятерка.

Вокруг импровизированного катка под открытым небом энтузиастов поддерживало около тысячи болельщиков, и когда в час ночи в воскресенье 20 февраля прежний рекорд длительности хоккейного матча, зафиксированный Книгой рекордов Гиннесса, был побит, их восторгу не было границ. Небо над площадкой осветил фейерверк.

Хоккеисты, однако, не расслабились и продолжали играть до понедельника, пока не отыграли ровно 240 часов, то есть 10 суток.

На официальном сайте самого длинного матча в истории хоккея приведена статистика: команда А выиграла у команды Б со счетом 2254:2203.

Организатором феноменального матча был Брент Саик, 36-летний оптик, который уже был причастен к подобным рекордам. Прежнее достижения Саика и его товарищей равнялось 82 часам, но было побито любителями из провинции Онтарио.

Сразу после окончания хоккейного марафона еле стоявший на ногах Саик сказал корреспондентам: «Все, о чем я могу сейчас думать, — что мой отец и моя жена наблюдают за мной».

Трогательный смысл этой на первый взгляд загадочной фразы легко понять, когда узнаешь, что отец Брента умер от рака в 1991 году, а жена — в прошлом году, от опухоли мозга.

Собственно, и сам матч был не простым развлечением осатаневших от зимней скуки канадцев — в фонд исследований раковых заболеваний собрано пожертвований на 150 тысяч канадских долларов.

«Мои ноги ее не любят»

Так или иначе, возникает вопрос: после десяти суток хоккея нон-стоп можно ли по-прежнему любить хоккей? Один из участников матча Роман Корол утверждает, что да.

«Я люблю эту игру, — сказал он в интервью Си-ти-ви. — Мои ноги больше ее не любят — я их просто не чувствую, но это было весело».

Ощущения людей, игравших в хоккей долго и без перерыва, весьма специфичны.

Самым длинным матчем в истории НХЛ считается игра полуфинала Кубка Стэнли 1936 года между командами «Детройт ред уингз» и «Монреаль марунз», который длился, кроме основного времени, еще шесть овертаймов и закончился в половину третьего ночи.

Все, что сумел выдавить из себя новичок команды Детройта Модер Брюнето, забивший единственную шайбу, были слова «Слава богу».

Ближе к нам по времени, в 2000 году, состоялся матч «Филадельфия флайерз» — «Питтсбург пенгуинз», в котором было сыграно пять овертаймов.

Некоторые участники матча нам хорошо знакомы. Алексей Ковалев, в то время — «пингвин», вспоминает: «Твои финты больше не срабатывают. Потому что на них просто никто уже не реагирует».

Яромир Ягр, который провел на площадке 59 минут и потерял 3 с половиной килограмма, так описывает свое состояние: «Ты даже не понимаешь, что играешь в хоккей. Ты едешь на коньках, но порой просто забываешь об этом. У тебя в голове пустота».

Очевидцы вспоминают, что болельщики, пришедшие на ту игру с маленькими детьми, как могли устраивали их спать. Что удерживало их на трибунах?

Видимо, ощущение того, что они — вместе с участниками матча — вот-вот войдут в историю.

Год без НХЛ

В историю войдет и нынешний год.

В НХЛ — локаут. Многие сильнейшие — и не сильнейшие — игроки разъехались по европейским клубам, чтобы как-то компенсировать потерю миллионов, которые они могли бы заработать в сильнейшей хоккейной лиге мира.

В России звезды НХЛ призваны помочь городу Казани отметить 1000-летие так, чтобы не было потом мучительно больно. Казанский «Ак Барс» призвал под свои зеленые знамена дорогостоящих Хабибулина, Ковалева, Лекавалье, Каспарайтиса и других.

Комиссара НХЛ Гарри Беттмэна, объявившего о том, что в этом году сезона в НХЛ не будет, в России острые языки уже назвали героем Казани.

В свою очередь Дон Черри, живописный и не стесняющийся в выражениях культовый канадский обозреватель, назвал всех, кто уехал играть в Европу, штрейкбрехерами.

Тем временем интерес к хоккею медленно, но верно остывает в душах жителей южных американских штатов, куда НХЛ пыталась в последние годы вести экспансию.

Легендарный Кен Драйден, когда-то великий вратарь «Монреаль канадиенс», а не так давно — президент «Торонто мейпл лифс», уже предупредил, что лучше бы не давать болельщикам шанса понять, что хоккей — это не столько страсть, сколько привычка.

Однако такой шанс болельщики получили. Но ясно, что для канадцев, в отличие от американцев, важна не НХЛ. Важен хоккей — в любом виде. Кроме НХЛ, на североамериканском континенте есть много других лиг. Там не играют звезды, но это хоккей.

Вот-вот грозится начать свои операции возрождаемая из пепла Всемирная хоккейная ассоциация, существовавшая в 70-х и, умирая, подарившая НХЛ «Эдмонтон ойлерз» с Грецки.

Правда, тоска по НХЛ остается.

Настолько сильна привычка в это время года читать сводки с хоккейных фронтов, что агентство Канадиан пресс изо дня в день публикует результаты матчей, сыгранных в компьютерной симуляции.

То есть маленькими электронными хоккеистами, бегающими по нарисованному дизайнерами Electronic Arts полю компьютерной игры «НХЛ-2005».

Подозреваю, что сводка пользуется успехом.

Андрей Логутков

bbcrussian.com

07 марта 2005 г., 17:12 GMT 20:12 MCK

Би-би-си

*