МОСКВА (Рейтер) — Правительство России за год своей работы так и не стало единой командой, при этом степень разногласий в кабинете министров с течением времени все нарастает. Это ставит под угрозу его шансы дожить в нынешнем виде до 2008 года, когда в стране пройдут очередные президентские выборы, считают эксперты.

Михаил Фрадков, работавший послом России при ЕС, был предложен на пост премьер-министра президентом Владимиром Путиным в начале марта прошлого года после неожиданного увольнения Михаила Касьянова с поста главы правительства. Вскоре согласие на его назначение дала Госдума, а 9 марта была обнародована новая структура и персональный состав правительства.

С тех пор правительство успело пережить административный хаос, вызванный радикальным изменением структуры исполнительной власти, затормозить многие ключевые реформы, в частности, реформу естественных монополий, столкнуться с замедлением экономики и провалить задачу по снижению инфляции.

Единственным большим делом правительства Фрадкова называют замену системы натуральных льгот денежными компенсациями, однако непродуманность мер по монетизации льгот привела к массовым протестам по всей стране и падению рейтинга президента до минимального за последние пять лет уровня.

В настоящее время работа над ключевыми документами страны — среднесрочной программой социально-экономического развития РФ и федеральным бюджетом на 2006 год — заморожена из-за разногласий между Фрадковым с одной стороны, требующим от министров выполнить любыми средствами наказ президента удвоить ВВП и предлагающим в связи с этим снизить НДС до 13 процентов за счет стабфонда, и министрами экономического блока, с другой, отказывающимися удваивать ВВП на бумаге и защищающими стабилизационный фонд.

ЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКА

«Думаю, что такого слабого правительства у нас давно не было. Там нет единой команды и это крайне снижает его эффективность, оно парализовано», — говорит научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций Евгений Гонтмахер, который в аппарате прежнего правительства возглавлял департамент социального развития.

Член бюджетного комитета Госдумы Михаил Задорнов отмечает, что на протяжении всего времени работы правительство Фрадкова не имело собственной программы, а руководствовалось тем, что ему досталось от Кабинета Касьянова, хотя многое из этого наследства новому премьеру не нравилось.

«Нет ощущения, что люди придерживаются общих идеологических установок и общего понимания ситуации. И, на мой взгляд, это предпосылка того, что правительство в таком виде долго не просуществует. Одна из точек зрения должна победить, совмещать эти две позиции невозможно, иначе внутри правительства существуют лебедь, рак и щука».

Замгендиректора Центра политических технологий Борис Макаренко говорит, что уже осенью стала заметна принципиальная разница в подходах Фрадкова и так называемых министров-либералов: главы Минфина Алексея Кудрина и министра экономического развития и торговли Германа Грефа.

«Причем то, что сначала выглядело как тактические аппаратные склоки, со временем получило очень серьезную эскалацию… У Кабинета должна быть единая политическая воля. Левая, правая, верная, неверная — это уже другой вопрос, но она должна быть единой, иначе кабинет не работоспособен», — считает Макаренко.

Главный экономист компании Тройка Диалог Евгений Гавриленков считает, что премьер и Греф имеют принципиально разные представления о роли государства в экономике, и эти разногласия носят мировоззренческий характер.

«Когда отсутствует четко сформулированная идея, которая разделялась бы всеми, ожидать каких-то успехов в принципе невозможно», — сказал Гавриленков.

Президент инвестиционной компании Антанта Капитал Сергей Алексашенко обращает внимание на то, что практически все ключевые решения принимаются в присутствии президента РФ во время еженедельных встреч с министрами.

«К правительству Касьянова тоже может быть разное отношение, но тем не менее человек заявлял свою позицию. У правительства Фрадкова вообще нет никакой позиции. Правительство как инструмент, как институт не выполняет свои функции, потому что просто не существует», — сказал Алексашенко.

ПРОВАЛ МОНЕТИЗАЦИИ

Единственным важным делом правительства Фрадкова, по мнению аналитиков, стала монетизация льгот, однако отсутствие должной подготовки привело, к тому, что она была проведена в половинчатом виде.

По словам Задорнова, 20 субъектов федерации сохранили льготы, а правительству для ликвидации последствий неудачно проведенной реформы потребуется около 300 миллиардов рублей дополнительных расходов.

«Реально монетизации не произошло. (Триста миллиардов рублей) достаточно большая величина при том, что цели, которые ставили авторы идеи, не достигнуты», — сказал Задорнов.

Эксперты опасаются, что после негативного опыта с монетизацией льгот все остальные социальные реформы, такие как здравоохранения и образования, будут приостановлены.

«Нефтяные цены от правительства Фрадкова не зависят. То, что от правительства зависит, например, инфляция, здесь явно полный провал, и есть все основания считать, что вряд ли в этом году инфляция будет ниже, чем в прошлом», — говорит Алексашенко.

Эксперты отмечают, что те реформы, продвижения которых ждали при правительстве Фрадкова, например, реформа газовой отрасли, так и не были начаты. Стратегия развития банковского сектора, которая была одобрена еще летом прошлого года, застряла в аппарате правительства и до сих пор не подписана премьером.

«По сути год уже пропал, остается еще один, но за этот год уже наверное ничего не успеть. А дальше уже новый политический цикл», — сказал Гавриленков.

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

Гавриленков считает, что если не будет усиления социальной напряженности в стране, серьезных кадровых изменений в правительстве не будет, а Путин будет мирить премьера и министров.

Алексашенко считает, что волна народного протеста в России может подвигнуть Путина уволить либералов, однако Фрадков свой пост может сохранить.

«Смена правительства — это сильный политический шаг, свидетельство серьезного внутриполитического кризиса, а Путину точно этого не хочется», — сказал Алексашенко.

Макаренко думает, что Путин будет пытаться найти компромисс между двумя командами в правительстве.

По мнению Гонтмахера, Путин просто выбирает подходящий момент для отставки правительства.

«Думаю, президент видит, что правительство неэффективно и просто выбирает момент, когда оно будет сменено. Он не хочет признавать и свои ошибки, поэтому выжидает спокойной ситуации», — сказал Гонтмахер.

2005-03-07 15:25 GMT+03:00

Рейтер

*