Тысячелетняя история женского идеала

У каждой эпохи есть свой идеал женской красоты и его воплощение в виде художественного образа. В Древней Греции это была Венера Милосская, в Древнем Египте — царица Нефертити, в 60-е годы прошлого века -худосочная Твигги. В нынешнюю эпоху всеобщей глобализации стало трудно выделить какие-то определенные критерии красоты, суверенностью можно сказать только одно: в женщине ценится ее природная естественность. На удивление, натуралистичность не во все времена считалась достоинством, а потому женщины пользовались разнообразными способами скрыть то, что подарила им сама природа.

Древняя Греция

Идеал женской красоты греков заметно отличался от внешности современной красотки, Афродита, например, обладала параметрами, в нашем представлении далеко не идеальными: ее талия была широка, а грудь недостаточно объемной. Вот юная Артемида больше соответствовала современным критериям, но у богини-охотницы было слишком строгое выражение лица, Гречанки тех времен ценили светлые волосы и нередко красились в блондинок. Красивой считалась рослая женщина с развернутыми плечами, тонкой талией, плоским животом и стройными ногами. Идеальными чертами лица считались так называемый греческий нос, невысокий лоб, большие глаза, округлая линия бровей. Знатные дамы в Греции активно пользовались косметикой: пудрой, помадой, румянами -тем, без чего современная женщина не представляет своего существования. В портретах и скульптурах тех времен отобразились идеалы красоты и главное в них- атлетическая, пропорционально сложенная стройная фигура с прямой осанкой. Общепризнанными эталонами женской красоты тогда считались Венера Милосская и Венера Таврическая, но по сегодняшним меркам они обладали скромным бюстом: силикона в то время еще не было, и дамы довольствовались тем, чем наградила их природа.

Древний Рим

Римляне, в свою очередь, следовали канонам эллинской красоты. Так же, как и греки, они ценили красоту, а эталоном считали стройных, но не худых женщин статных и грациозных. Римские женщины, чтобы сохранить стройность, бинтовали специальной тканью грудь и бедра, уделяли много внимания телу и наравне с мужчинами занимались гимнастикой. Сохранились фрески, где римлянки, одетые во вполне современные пляжные костюмы, упражняются с гантелями и диском, бегают или играют в мяч. Римские дамы тратили много времени и денег на косметические процедуры, в том числе на полное удаление волос с тела. В Древнем Риме существовал культ светлой кожи и белокурых волос. Многие знатные римлянки красили волосы или носили парики. Большие глаза всегда считались признаком красоты, поэтому женщины в Древнем Риме старались подчеркнуть их выразительность специальной подводкой, которая начиналась от уголка глаз и заканчивалась у виска. Глаза, как и волосы, должны были быть светлыми, это считалось признаком привлекательности женщины. Тому есть доказательства и в литературе, дошедшей до нас: Апулей считал, что вряд ли Вулкан женился бы на Венере, а Марс влюбился в нее, если бы она не была златокудрой. Кроме белокурых и золотистых, в Древнем Риме пользовались популярностью огненно-рыжие и с красноватым оттенком волосы. Парикмахеры в те времена без работы не сидели и то и дело придумывали новые прически, некоторые из которых знакомы и современной женщине. Например «греческий узел». Форма причесок зависела от социального статуса, положения в обществе, благосостояния владелицы. Богатые римлянки имели несколько париков, меняли их несколько раз в день. Для поддержания молодости кожи римлянки активно применяли косметические средства; особой любовью пользовались молокой молочные продукты. Те, кому позволяли средства, принимали молочные ванны. Особенно привлекательной выглядела женщина с подведенными углем бровями и веками, выкрашенными золотистой краской. Знатные римлянки белили лица порошком из белой глины, используя ее вместо пудры, наводили голубой краской жилки на коже, чтобы подчеркнуть белизну своего тела.

Древний Египет

Идеалом красоты Древнего Египта была стройная и грациозная женщина. Тонкие черты лица с полными губами и огромными миндалевидными глазами, форма которых подчеркивалась специальными контурами. Символом красоты и по сей день является знаменитая Нефертити, супруга фараона Эхнатона. Она была обладательницей стройной фигуры, правильных черт лица с миндалевидными глазами, тонкой линией бровей, безукоризненной шеи. Однако природной красоте этого совершенного лица и прелестной фигуры все же помогала косметика: уход за кожей, грим, украшения. В Египте того времени были знакомы с правилами гигиенического ухода за волосами и кожей, применяли ароматические вещества, проявляли интерес к окраске ногтей и волос, укладке и даже бритью. Египтянки изобрели особые белила, придававшие темной коже светло-желтый оттенок. Он символизировал землю, согретую солнцем. Хорошо было известно древним египтянам искусство причесывания. От природы прямые собственные волосы прикрывались искусственными завитыми париками. Сегодня известен применявшийся в Египте способ создания причесок: волосы навивались на тонкие деревянные палочки, обмазанные глиной, и высушивались на солнце. Позже деревянные палочки были заменены металлическими стержнями, которые нагревались перед тем, как на них накручивались волосы. Едкий сок ириса употребляли в качестве румян, раздражение кожи этим соком вызывало красноту, сохраняющуюся продолжительное время. Тогда считалось, что особенно красиво барышня выглядите блестящими расширенными зрачками, это достигалось с помощью нескольких капель сока из растения «сонная одурь», которое затем получило название белладонна. Самым красивым цветом глаз считался зеленый, поэтому глаза обводили зеленой краской из углекислой меди, их удлинили к вискам, подрисовывали толстые длинные брови. Зеленой краской красили ногти и ступни ног. Египтянки-аристократки татуировали бритую голову сложными узорами и украшали ее золотой диадемой.

Древняя Русь

Женщины Древней Руси славились своей красотой. Здесь под рукой всегда имелась природная косметика; собирали знакомые нам ромашку, мяту, крапиву и другие травы, настоями этих трав умывались и споласкивали волосы. Такие подручные средства, как рассол капусты и простокваша, делали кожу лица нежной и чистой. А чтобы волосы были здоровыми и блестящими, в них втирали репейное масло. Румяные щеки считались признаком здоровья, и девушки с усердием натирали их свеклой, глаза и брови подводили кусочком угля. Кстати, белоснежная улыбка не всегда была идеалом, иногда зубы чернили древесным углем.

Средневековая Европа

В Средние века в Европе под влиянием христианской религии эстетический идеал красоты кардинально изменился. Женщины стали покрывать волосы как греховную плоть. Только девушкам разрешалось носить длинные, распущенные по плечам волосы или косы. Волосы носили преимущественно длинные, особенно в XIV-XV вв. Бледность лица отвечала идеалу красоты и в Средневековье. Известно, что красавицы того времени натирали лицо соком «золотого лимона» — в лимон вставляли золотую пластину и держали над огнем. Использовали также белила (чтобы придать лицу томную бледность), но такая красота могла кончиться плачевно так как в их состав обычно входили ртуть и свинец. Кстати, в те времена настоящими красавицами считались дамы, у которых был высокий лоб и полностью отсутствовали брови и ресницы и волосы на шее и висках. Настоящая леди Средневековья считала своей обязанностью постоянное стремление к идеалу женской красоты. Несомненно, женщины казались фактически лысыми и немного похожими на инопланетных существ, но такой вид считался эталоном красоты. Сильное влияние на сохранение такой моды оказывало и то, что такой способ ухода за собой практиковала королева Елизавета I (1558 -1603) в течение своего господства. Чувствуя скорую старость, она наносила на лицо огромное количество белил. Многие придворные дамы следовали ее примеру. Но это очень отрицательно влияло на их кожу, так как в белилах содержалось большое количество свинца. Кроме того что женщины сплошь ходили лысыми, они еще все поголовно были беременными, и это вполне понятно: быть беременной в те времена было модно. Женщины, временно не имеющие возможности блеснуть натуральным животом, пользовались искусственными накладками.

Возрождение, Ренессанс, позапрошлый век

На живописных полотнах великих мастеров эпохи Возрождения Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана с большим художественным мастерством и вкусом передана красота людей этой эпохи. Эпоха Ренессанса возрождает античные прически на прямой пробор, белокурые локоны, ношение многочисленных мелких косичек. Сложные прически укладывают в золоченые с драгоценностями сетки. В волосы вплетались жемчужные нити, ленты, цепочки и покрывались тонкой вуалью или сложными красивыми головными уборами. В 1700-е годы французские женщины брили голову налысо, чтобы носить огромные декоративные напудренные парики, стилизованные в духе «последнего писка». В XIX веке мало что изменилось: мы видим стройных светских женщин, одетых в длинные платья и затянутых в корсеты, но под одеждой скрываются пухлые ягодицы и мясистые бедра. Причины ясны: женщины не занимались спортом и прятали тело. В начале XIX века были популярны купальные раздевалки на колесах. В них женщин свозили в море, чтобы никто из мужчин не видел их наготу. Впрочем, целомудрие XIX века не стоит преувеличивать. Ведь законодателем мод, вкусов и развлечений был Париж. А парижане, особенно второй половины XIX века, жили на широкую ногу. В женском гардеробе появились короткие юбки, открывшие женские ноги. Все более открытыми становились женские купальники. Новое отношение к телу в первую очередь затронуло интеллигенцию и буржуазию. В период между двумя мировыми войнами служащие женщины стали регулярно делать физические упражнения и садиться на диету.

XX век

Век двадцатый принес в мир большие перемены, войны, революции, разнообразие стилей. Также изменились и понятия о женской красоте. После пышнотелых дам в моду вошли болезненно-худощавые актрисы немого кино, поэтессы с черными кругами под глазами, по утрам вместо кофе употребляющие уксус. В эпоху процветания декаданса было очень модно умирать, быть неизлечимо больной, ну или, по меньшей мере, несчастно влюбленной и томным голосом цитировать стихи модных поэтов, а также свои собственные. Со временем ситуация изменилась, и началась эпоха, которой мы уже сами и свидетели.

Репортер № 8 (275) от 4.03.2005

*