С новым годом. По древнеславянскому календарю он приходит с Масленицей
Масленица на Руси — неделя щедрых застолий и безудержного веселья. Всю неделю люди едят блины, поют, гуляют, катаются с ледяных горок, строят снежные крепости и устраивают кулачные бои. В воскресенье просят друг у друга прощения за грехи и сжигают символ зимы — соломенное чучело. Чучело. Масленица — древнерусский праздник прощания с зимой и встречи весны. До XIV века Масленица была для славян началом нового года. Согласно древним приметам как человек встретит Новый год, так его и проживет. Поэтому русичи не скупились на застолье и безудержное веселье. В народе Масленицу называли «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей». Праздник был также связан с культом нарождающегося солнца — отсюда и традиционные блины, символизирующие светило.
Кроме того, Масленица — персонаж славянской мифологии, объединяющий образы Плодородия, Зимы и Смерти. Соломенное чучело Масленицы обряжали в женскую одежду, в руке она держала масляный блин и сковородку. В начале праздника чучело Масленицы торжественно встречали с величальными песнопениями, всю масленичную неделю разъезжали с ним на тройках, а в конце праздника его сжигали на костре. Пепел разбрасывали по полям, для того чтобы был хороший урожай. Аналогичные «похороны» устраивали и другим мифологическим персонажам — Костроме и Яриле. У поляков роль Масленицы исполнял Запуст, у болгар — Менсопуст и Кукер, а у словаков и чехов Масопуст оканчивался обрядовым «выносом Смерти» (она же Морена или Маржена).
Ритуальные похороны Масленицы всегда сопровождались процессиями ряженых, карнавалами, громким смехом, призывами Весны и демонстративными поношениями Масленицы в куплетах. В этих песнях Масленицу обзывают обманщицей, объедалой, блиноедой и другими обидными прозвищами.
Царские потехи
Царь Алексей Михайлович в канун масленичной недели самыми строгими мерами старался утихомирить своих подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, запрещавшие частное винокурение и требовавшие, чтобы россияне в азартные игры не играли, «кулачных боев меж себе не делали и на качелях никаких не качалися». Однако грозные царские указы не в силах были совладать с праздником.
Петр I устраивал в Москве на Масленицу грандиозные процессии. В 1722 году изумленные москвичи наблюдали, как по заснеженным улицам курсировал русский флот. Лодки, яхты, корабли были поставлены на сани, которые тянули лошади, а сам император ехал на большом корабле, беспрестанно салютовавшем из пушек. За ним в красивой позолоченной гондоле ехала императрица. В процессии были ряженые, изображавшие турок, арапов, испанцев, арлекинов, драконов и журавлей. За процессией следовали и сани, запряженные шестеркой медведей, которыми управлял человек, зашитый в медвежью шкуру. Праздник заканчивался пиром и фейерверками. Екатерина II по случаю своей коронации также устроила в Москве на масленичной неделе шествие под названием «Торжествующая Минерва». Три дня по городу ездила маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представлять различные общественные пороки — мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотворным правлением мудрой Екатерины. Однако по странной иронии судьбы пороки, с которыми намеревалась бороться Екатерина, под ее скипетром расцвели еще более пышным цветом. Когда императрица дождалась рождения внука Александра, которому втайне намеревалась передать престол, обойдя нелюбимого сына Павла, она устроила для своих приближенных «бриллиантовую Масленицу». За ужином десерт подавался на драгоценных блюдах, сверкающих каменьями на сумму в миллионы фунтов стерлингов. Тем, кто оказывался в выигрыше в затеянных после ужина играх, императрица преподносила бриллиант. За вечер она раздарила своим приближенным около 150 бриллиантов.
После революции 1917 года Масленица для государства «перестала существовать», и только несколько лет назад традиция празднования Широкой Масленицы была возобновлена.
Взятие снежной крепости
Одной из любимых забав на Масленицу было и остается катание с ледяных горок. В XVII веке для этого использовали естественные рельефы местности — берега реки, овраги и пригорки, которые заливали водой. Наверху устанавливали стол с водкой, которой на дорожку угощали катающихся. Внизу располагался оркестр, собирались толпы зевак. Для благополучного спуска с горы требовались незаурядные акробатические способности, поначалу в таких катаниях не обходилось без травм.
Со временем горки совершенствовались. На льду реки и на площадях стали возводить деревянные горки с верхними павильонами и огороженной бортиками спусковой дорожкой. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми ветками и даже деревянными скульптурами. Вместо ковриков для езды появились специальные санки.
В Петербурге в начале XIX века славились горки купца Подозникова. Они строились на Неве напротив Сената и достигали 26 метров в высоту. Катание с таких гор стало платным.
Возле ледяных горок, как правило, разворачивалась торговля горячим сбитнем, горячим чаем, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику веселили скоморохи и Петрушка. Вскоре на смену таким представлениям пришли балаганы, в которых выступали акробаты и жонглеры, дрессированные животные, показывались китайские тени, ставились лубочные комедии, а также популярные в XIX веке «живые картины».
Жители маленьких городков и деревень строили снежные крепости с затейливыми башнями и двумя воротами. Чаще всего ее ставили на середине реки и прорубали посередине полынью. Потом все делились на «конных» и «пеших». Первым предстояло осаждать крепость, вторым — обороняться с помощью снежков, метел и хворостин. Победителя, первым ворвавшегося в ворота, заставляли искупаться в проруби и награждали подарком. После взятия крепость совместными усилиями рушили и устраивали пир.
Одним из самых красивых масленичных обрядов являлось катание на лошадях. На улицы в эту неделю выезжали все, у кого был конь. Богачи щеголяли холеными рысаками и красивыми санями, а крестьяне украшали своих лошадей цветными ленточками и бумажными цветами. Красивый выезд в Москве был предметом соперничества. Ездили показывать себя и молодые пары, поженившиеся зимой.
Среди простого люда были популярны и кулачные бои, которые нередко устраивались «стенка на стенку». Прилично помутузив друг друга, дерущиеся обычно братались и просили друг у друга прощения, а потом устраивали пир.
04.03.2005
Сергей Рябов
*