Прикинулся сыном, сукин сын. Пока вся страна тяжело переживает случившееся с Николаем Караченцовым, фотокорреспондент одной из газет попытался на этом заработать
(РГ). Так устроено, что по-настоящему мы осознаем масштаб личности человека лишь после того, как с ним что-то случится. Помните, как было с Натальей Гундаревой, когда она заболела? Вся страна дежурила у телеэкранов, ожидая услышать новую информацию. Мы вспоминали каждую роль актрисы, ее поступки, выступления, интервью. Или как мы все переживали, когда в том же театре «Ленком» тяжело заболел Евгений Леонов… Эти люди настолько прочно вошли в жизнь каждого, что любое происшествие с ними воспринимается, как произошедшее с близким другом или родственником.
Караченцов — особенно родной. И дело не только в том, что образы, которые он создавал в своих ролях, в основном положительные. Он даже отрицательных героев умудрялся сыграть так, что зритель невольно начинал им сочувствовать. Хочется хоть что-нибудь сделать, чтобы помочь. Хотя бы просто подумать хорошее, понадеяться, что он справится, выкарабкается, выдюжит.
И горько осознавать, что среди наших коллег по профессии нашлись люди, которые в погоне за дешевой сенсационностью преступили нравственную черту, причинили боль близким Николая Петровича.
Именно так и никак иначе я могу расценить поступок фотокора одной из московских газет, который обманным путем пробрался в больницу, чтобы сделать шокирующий снимок лежащего в коме артиста.
Вот что рассказал «Российской газете» сын Николая Петровича — Андрей Караченцов:
— Когда папу привезли из 31-й больницы в «Склиф», главврачу позвонил человек, назвался сыном Караченцова, и его пропустили. Охрана не проверила ни паспорт, ни другие документы. Наша семья очень сожалеет, что вся страна увидела папу таким. Нам и без того безумно тяжело — на семью сразу обрушились два горя. Первая трагедия — бабушкина смерть. У нее было тяжелое заболевание, и это был естественный исход. Папа, как только ему позвонили из той квартиры, где умерла бабушка, сразу помчался на помощь. И на первое горе наслоилось второе. Мама уже трое суток не спит. В четверг были похороны. Я помогал и помогаю чем могу. Каждый день ездим к отцу. Пока врачи уже сделали свое дело — приложили все усилия. Теперь все зависит от папы. От того, хватит ли его внутренних сил.
«Ты меня на рассвете разбудишь…»
и это все о нем |
Дмитрий, сосед по даче Караченцова, рассказал корреспонденту «РГ» Оксане Касаткиной:
— Нас — соседей, знающих Николая Петровича и имеющих честь иногда общаться с ним и с его дружной семьей, — сообщение о катастрофе повергло в шок. Мы все в курсе, какой он великолепный водитель и видели его машину. У него был надежный хороший автомобиль. Как он мог так себя повести — непонятно. Но все бывает.
Семья у Караченцовых дружная. Очень приветливая. Несмотря на то, что знамениты, они люди без пафоса. Семья истинно народного актера: жена, сын и жена сына с внуком Петей, названным в честь деда. Жена сына сейчас беременна вторым ребенком. Вроде, говорят, будет девочка.
Мы знаем Николая Петровича как человека уникальной порядочности, который считает обязательным отстаивать справедливость. В последнее время он со своими друзьями-актерами защищал интересы жителей наших дачных поселков Валентиновки и Загорянки, у которых возникли проблемы по экологическому вопросу с администрацией города Королев. Николай — это человек-глыба. Он очень мужественный, про таких говорят: незаметный в своем величии. Дай бог ему здоровья, а мы все будем молиться за него, за его здоровье.
Марк Захаров, художественный руководитель театра «Ленком»:
— Комментировать то, что уже показали радио и ТВ, нет смысла. Николай Караченцов — ведущий артист и украшение нашего театра. Он в какой-то степени незаменимый человек. Театр, конечно, будет подстраховываться, вводить в одни спектакли, где играет Николай Петрович, новых людей, другие пока не будем трогать. Репертуарный театр не должен рассыпаться в связи с заболеванием артиста. Но его потеря, хотя бы на какое-то время, она обедняет атмосферу театра.
Караченцов — душа труппы, он всегда вносил в работу оптимизм, бесшабашность, азарт. То всех звал играть в теннис, то — концертировать в Якутии или на Камчатке. То затевал какие-то нестандартные проекты. Например, он — родоначальник и руководитель конкурса драматической песни имени Андрея Миронова, также занимается с молодыми ребятами степом, эксцентрическими танцами, записывается на радио и делает диски. У него — бурлящая энергия, бьющая через край. Я пытался ругаться с ним по этому поводу, говорил, мол, потише, поспокойнее, Николай Петрович, берегите себя. Берите дополнительные выходные. Но потом понял, что это его запрограммированный ритм работы и жизни, который не надо нарушать.
Николай Петрович — спортсмен по натуре. В нем всегда привлекают смелость, дерзость. Репетируем очередную роль, и он уже смотрит, как бы ее усовершенствовать, например, лихо спуститься с колосников…
Коллектив по-настоящему переживает. В день после случившегося хуже шел спектакль. Это был «Ва-банк». Актеры жаловались, что на их плечах словно печать тяжести. Это важный показатель. И мы надеемся, что все-таки удастся вернуть позитивный дух, чтобы сохранить тот театр, который он любил.
Семье мы помогаем организационными вещами, так как Николай Петрович, к счастью, пока не нуждается в материальных вливаниях. Но наш спонсор уже предложил перевезти его в европейскую клинику специальным самолетом, подключить зарубежных медицинских светил. Такого рода помощь рассматривается.
Олег Шейнцис, главный художник театра «Ленком»:
— Мы с Николаем дружили. Я в театре 27 лет, Николай — 38 лет. Тем более он — тоже мхатовец, из одной альма-матер. Я откладываю в сторону его актерское дарование, поскольку он не столько берет этим, сколько своими человеческими качествами. А человечность — это редкое качество в актере. Я здесь только могу сравнить Николая с Андреем Мироновым. В свободное от съемок и театра время Андрей все время носился и хлопотал за каких-то людей, порой даже ему незнакомых. У него существовал такой список добрых дел. У Караченцова — тоже, но не на бумаге, а в голове. Он весь день суетится, бегаег как угорелый, что-то для кого-то делает, при этом смеется и радуется. Я с ним часто ездил на его машине по городу. Он вечно торопится, хотя водительское мастерство у него на уровне. И вот он едет, на ухе у него наушник от мобильного телефона, и все время ему кто-то звонит и что-то просит. И он на все соглашается.
Коля всегда улыбается, всегда весел. Его обаяние и улыбка действуют на окружающих.
Стараюсь быть оптимистом, не допускать плохих мыслей, потому что считаю, что позитив — он материализуется. Тем более что знаю: актерский организм устроен по другим биологическим законам. Актеры умеют самовосстанавливаться как никто другой, давать себе установки. А я знаю Колин характер. Это мощь.
Андрей Соколов, актер театра «Ленком»:
— У меня — шоковое состояние, и полстраны находится в таком же. Я знаю Николая лет 15. К сожалению, не могу назвать его своим другом, но могу сказать, что он относится к тому небольшому количеству представителей сильного пола, кого можно назвать настоящим мужиком. Он всегда вызывал у меня огромное уважение. Мы с ним в «Юноне» 10 лет проработали, снимались вместе в кино, пересекались на различных фестивалях и других мероприятиях. Кого бы сейчас из актеров нашего театра вы ни спросили, любой человек скажет о нем самые добрые слова. У Николая всегда находилось время для каждого, и, я надеюсь, сейчас у всех найдется время для него.
Анна Большова, актриса театра «Ленком»:
— Я с Николаем работала и в «Юноне и Авось», где исполняю роль Кончиты после Елены Шаниной, и в «Городе миллионеров». Я очень нежно, тепло и трепетно к нему отношусь. И у меня в голове не укладывается все, что произошло. Год назад в нашей семье была ситуация, когда папа попал в автомобильную аварию. Слава Богу, остался жив-здоров, но хромает. И все равно — какой это был страшный удар.
У меня как раз в тот день, когда случилась катастрофа, был концерт, на котором я должна была исполнить две песни из «Юноны и Авось». Я еду в машине, там у меня диск, и репетирую. И вдруг — такая информация. Я звука издать не могу, в горле — комок. А зрители все волнуются и перед выступлением нужно что-то сказать, успокоить их. И я сказала, что пусть эти две песни — «Белый шиповник», и «Ты меня на рассвете разбудишь» — прозвучат как гимн любви и своего рода молитва. Тем более что каждое слово в этих песнях приобретает мистическое значение.
Сусанна Альперина
Дата публикации 4 марта 2005 г.
«Российская газета»
***