Сегодня наш рассказ — о ремонтниках первого отделения объединенного троллейбусного депо №1 — одного из подразделений муниципального предприятия ТТУ города Самары.

   Наверное, ни одна планерка у директора Трамвайно-троллейбусного управления Владимира Николаевича Водолазова не обходится без того, чтобы не возникал вопрос о денежных средствах на нужды предприятия. Кроме как на зарплату, деньги нужны и для ремонтно-восстановительных работ наземного электротранспорта. То оборудование для оснастки салонов надо закупить, то металла для обшивки кузова. И директору с главбухом приходится снова скрести по финансовым сусекам. Но поскольку в этих сусеках бывает частенько пусто, то обращаются к руководителям подразделений. Давайте, мол, еще экономнее расходовать различные материалы, беречь каждую копейку.

   Причиной, побудившей это муниципальное предприятие резко увеличить ремонтно-восстановительные работы старых трамваев и троллейбусов, известны. За последнее время резко прекратилось поступление новых машин. Если прежде, например, троллейбусный парк ежегодно пополнялся на 15-20 машин, то за последние три года не поступило ни одной.

   Ремонтные мастерские объединенного троллейбусного депо, что на улице Чкалова, ни по своим размерам, ни по оснащению никак не походят на завод. Но именно отсюда выходят восстановленные, как новенькие, троллейбусы, словно собранные на специализированном заводе. За последние три года транспортники вернули в строй 220 троллейбусов из 250 имеющихся в ТТУ. Срок их эксплуатации был продлен на 5 -7 лет.

   Чудесные метаморфозы с вышедшими из строя по срокам и по техническому состоянию электромашинами происходят на небольшой площадке, на одной из четырех так называемой смотровой канаве. А возможным такое стало благодаря собравшимся здесь профессионалам.

   — У нас не задерживаются лодыри, халтурщики, пьяницы. Здоровый организм коллектива их вытесняет, — рассказывает начальник депо Сергей Анатольевич Шипилов.

   Вместе с Шипиловым идем туда, где на специальных стремянках стоит нечто похожее на металлическую клетку размером с троллейбус. Трудно даже представить, что пару дней назад это был именно троллейбус. Остов его цел только наполовину. Жестянщик Андрей Александрович Молодцов чуть пристукнул легким молотком по двухметровой балке и она, словно и не была составной частью рамы, отвалилась. «Почти заново приходится строить машину «, — говорит Молодцов.

   Андрей Александрович уже много лет занимается ремонтом кузовов троллейбуса. Может без чертежей и специальных приспособлений выкроить облицовку салона. В тех местах, где из-за деформации рамы контуры металла сместились, использует свои лекала — втридорога их не закупают.

    Тяговые двигатели с разобранного троллейбуса в это время уже находятся на электроучастке. Их тоже разобрали до основания. После осмотра слесарь-электрик Сергей Викторович Логинов решил, что катушку двигателя надо менять. А новой нет. Выписал на складе провод и уже заканчивает намотку катушки. Через день-два приступит к ее сборке. А вот с редуктором придется повозиться — гайки там особые, надо просить токарей изготовить новые.

   На токарном участке сложные заказы поручают Владимиру Викторовичу Комарову. Он и токарь, и фрезеровщик с 30-летним стажем. В депо работает с 1979 года. Гайку, конечно, мог и любой токарь выточить, но фигурную шайбу к ней, да еще впрессованную, изготовить оказывается совсем непросто. Раньше эту деталь закупали. Владимир Викторович недаром слывет в коллективе умельцем-рационализатором. Изобрел специальное приспособление, чтобы и такие шайбы вырезать. На первый взгляд, вроде бы мелочь. Только из-за таких мелочей приходилось порой простаивать ремонтникам, терялось время, а главное тратились деньги предприятия на их приобретение.

   В ходе знакомства с людьми невольно обращаешь внимание на их настрой. С кем ни заговоришь, непременно услышишь присказку о том, что в депо — «один за всех и все за одного». Скажем, надо задний мост троллейбуса отсоединить — бросается клич: «Все сюда!». Смотришь, люди уже собрались и под счет «Раз, два, взяли!» – справились вместе. Конечно, такую операцию не вручную делают, есть и механизмы, и приспособления разные. Но где-то требуется подправить сообща, поддержать махину – узел весом чуть ли не в тонну.

   А в часы перерыва работники нередко собираются в шинном участке, который еще называют «живым уголком». Здесь в специальных вольерчиках живут три черепахи, четыре попугайчика, в трех аквариумах каких только рыбок нет. Присматривают за живностью, в основном, ремонтники шин Владимир Иванович Решетников и Владимир Ильич Ремнев. Каждый из них трудится в депо уже не один десяток лет, свою работу выполняют так, что и для всех видов ремонта и технического обслуживания шины своевременно поставляются, и в запасе уже готовые имеются. Инициатором создания живого уголка стал Владимир Иванович Решетников. У него и дома две кошки и две собаки.

   А еще ремонтники по традиции собираются всем коллективом у того троллейбуса, который после восстановления должен выйти на линию. Каждому хочется посмотреть на творение, в которое вложен и его труд.

   В начале февраля на линию вышел очередной троллейбус. Новый кузов для него закупили в Уфе, а самарские мастера наполнили его всей необходимой начинкой. Первые две машины совместного производства транспортников Самары и Уфы вышли на маршруты в начале ноября 2003 года. Специалисты подсчитали, что собранный таким способом троллейбус обходится в сумму около 900 тысяч рублей, что почти вдвое дешевле, чем купленный новый.

   Еще большую экономию дает восстановление отслуживших свой срок троллейбусов. Такой троллейбус обходится в среднем в 500 тысяч рублей. И ходит он по дорогам Самары еще лет семь. Почти столько же, сколько и новый. В год только в этом депо восстанавливают 12 троллейбусов, да столько же в депо №3 на улице Фадеева.

   Стоит сказать, что в депо на высоком уровне поставлен технический уход за машинами. Каждый троллейбус проходит ежедневный осмотр, а еще по специальному графику проводится еженедельный и ежемесячный техуход. Все это позволяет содержать машины не только в рабочем состоянии, но эксплуатировать их вдвое дольше, чем определено техническими правилами.

   Все работы в депо, тем более по восстановлению отходивших свой срок троллейбусов, находятся под строгим контролем директора ТТУ Владимира Николаевича Водолазова. Во всяком трудном деле он считает своим долгом быть вместе с коллективом и берет ответственность на себя. Поэтому, если снова попросит обойтись собственными силами и средствами, его поддержат, и помогут во всем.

*