Свое оценку основных тенденций развития мировой автомобильной промышленности и места автомобилей LADA в этом процессе дает руководитель стенда LADA, советник вице-президента по техническому развитию Георгий Мирзоев:

В лабиринтах Женевского международного автосалона можно найти автомобили на любой вкус — от роскошных, безумно дорогих купе Lamborghini, Mazerati, Bugatti, до более демократичных хэтчбеков Volkswagen, Citroen, Honda. Но главное — именно здесь специалисты могут уловить те тенденции, которые развиваются в автомобильном мире. Своими наблюдениями об этих тенденциях и о том, как в них вписывается АВТОВАЗ, с нами поделился советник вице-президента по техническому развитию ОАО «АВТОВАЗ» Георгий Мирзоев:

             — Каждый год на Женевском автосалоне можно проследить какие-то определённые направления, и этот год — не исключение. Если бегло пройти по экспозициям и взглянуть на общую картину немного со стороны, не обращая внимания на отдельные детали типа того, что кто-то сделал одним автомобилем больше или меньше, — можно ясно увидеть основную тенденцию. Все фирмы, с одной стороны, выпустили маленькие автомобили с литровым объёмом двигателя. Объяснить это просто: с 2005 года в мире принято Киотское соглашение, по которому установлен определённый размер выброса СО2 на каждый километр пробега, и эти нормы можно выполнить только на маленьком автомобиле с маленьким двигателем или применяя, скажем, какие-то ультрасовременные дизельные двигатели на автомобилях большей размерности или альтернативные виды топлива. В этом плане одним из самых интересных экспонатов салона, на мой взгляд, является тройка автомобилей: Citroen C1, Peugeot 107 и Toyota Aygo, которые будут собираться в Чехии на общей платформе (каждый — в объёме 100 тысяч в год). Но маленькие автомобили представили здесь практически все фирмы.

            С другой стороны, несмотря на то, что есть Киотское соглашение, регламентирующее нормы выброса СО2, продолжают плодиться «гиганты»: большие полноразмерные, даже сверхполноразмерные автомобили, которые, конечно, должны удовлетворить запросы тех, кто не считает деньги, кто готов заплатить любые суммы за своё удовольствие ездить на шикарном авто. И вот это, между прочим, очень характерно для западного рынка: «У меня есть деньги — я за всё плачу. А Киотское соглашение пусть выполняют те, у кого денег нет».

            — Но на салоне, как всегда, есть и много автомобилей классов В и С с объёмом двигателя 1,6 литра или больше — то есть классов, в которых присутствуют вазовские LADA 110 и LADA KALINA, участвующие сегодня в Женевском автосалоне. Значит ли это, что мы по-прежнему вписываемся в общие тенденции?

            — Автомобили семейств LADA 110, LADA KALINA — это то лучшее, что мы могли сделать за то время и за те деньги, которые у нас были. Товар, то есть, наш автомобиль, должен быть современным и качественным, а значит и конкурентоспособным. Тем более что в мире постоянно вводятся новые законодательства, новые нормы производства и эксплуатации машин. Сегодня можно сказать, что самое большое количество автомобилей, которое продаётся в мире, — это именно автомобили класса В и С, они составляют более 40 процентов общих продаж. Поэтому мы и продолжаем выпускать машины в этих самых популярных классах.

            — В Европе особой популярностью пользуются автомобили с типом кузова хэтчбек — достаточно вместительные и в то же время очень компактные для эксплуатации в городских условиях. То, что на вазовском стенде на Женевском автосалоне именно хэтчбек LADA KALINA установлен на центральном подиуме — сознательный расчёт на то, чтобы привлечь внимание европейского покупателя?

            — Дело в том, что тут есть два критерия. Первый — это потребительские качества автомобиля. Второй — его цена. И это соотношение «качество — цена» является определяющим. Сегодня мы ещё не назвали цену автомобиля LADA KALINA для европейского рынка. Только когда это будет сделано, можно будет обсуждать, как Европа примет автомобиль. А цена должна быть сбалансирована таким образом, чтобы можно было продолжать торговать и новыми моделями, и предыдущими. Это тонкая вещь, и этим, пока не поздно, надо серьёзно заниматься. Потому что здесь любой неправильный шаг может привести к сбою в наших продажах, ослабить наши позиции на рынке, а это очень опасно. Восстанавливать, возвращать потерянное всегда сложно и дорого.

            — Сегодня на Женевском автосалоне присутствуют буквально все ведущие мировые автопроизводители. Как АВТОВАЗу удаётся не потеряться на фоне 900 брендов-участников?

            — В Европе к нам всегда относились и относятся серьёзно — как к самому большому производителю автомобилей в Восточной Европе. Выпускать более 700 тысяч автомобилей в год — это, между прочим, далеко не шутки. Участие в международных выставках, участие в экспортной программе решает для нас вопрос: или мы существуем как часть мировой автомобильной промышленности, или нас нет — со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому, я считаю — если мы «ввязались» в эту игру, не надо считать минутную прибыль — выгодно нам это или не выгодно сегодня. Надо продолжать и дальше играть наравне со всеми.

Екатерина СЕРГЕЕВА

Женева

*