Мы помним Виктора Николаевича как выдающегося организатора отечественной автомобильной промышленности, первого генерального директора Волжского автозавода, почетного гражданина города Тольятти и Самарской области и просто удивительного человека. Он посвятил значительную часть жизни АВТОВАЗу и нашему городу, взрастил и воспитал не одно поколение вазовцев, многие из которых занимают сейчас руководящие должности и с благодарностью вспоминают о Викторе Николаевиче.

В.Н. Поляков был многогранной личностью и Человеком с большой буквы. «»Не завидую любому писателю или журналисту, решившемуся на отображение его»», — сказал Евгений Артемович Башинджагян (бывший заместитель директора по техническому развитию). Действительно, обрисовать целостный образ Полякова невероятно сложно. При составлении его портрета помогают воспоминания тех, кому повезло знать Виктора Николаевича лично, кому выдался шанс поработать с ним, перенять его опыт. Вот что повествуют о нем его коллеги, соратники и продолжатели важного общего Дела в книге «»В.Н. Поляков глазами современников»»:

Владимир Васильевич Каданников

(председатель совета директоров ОАО «»АВТОВАЗ»»)

То, что мне повезло в жизни встретиться с этим человеком, для меня сравнимо по значению с собственным рождением. Тем более, что я рос фактически без семьи, с одной бабушкой, был с детства лишен благотворного ощущения мужского начала и появление на моем жизненном пути в мои молодые годы такого человека должно считаться знаковым, подарком Судьбы.

Это в общем плане, что касается меня лично. Если же говорить о роли В.Н. Полякова в создании, становлении Волжского автомобильного, я бы сказал, что он сформировал характер нашего завода, характер, который включает в себя характеры тысяч людей, от уборщицы до самого высшего руководства, определяющий всю судьбу его. Не говоря о том, что огромное количество молодых людей имело счастье повстречаться с таким человеком на дороге жизни, понять, с кого можно брать пример, понять, как нужно относиться к этой жизни, понять, какие требования нужно предъявлять к самому себе, прежде всего, и после этого получать возможность предъявлять требования к другим. Вот это для меня в нем главное.

Мы еще придем к пониманию, как глубоко обязаны Полякову и таким же, как он. Мы не зря называли его Папой…человек, который ввел тебя в эту большую, кипящую жизнь, достоин нашего общего, самого высокого уважения и благодарности.

Евгений Артемович Башинджагян

(бывший заместитель директора по техническому развитию)

Я благодарен судьбе, что мой жизненный путь, если продолжить ваше сравнение, отмечен такими яркими, во многом выдающимися личностями, как Дмитрий Денисович Воронов, директор Ярославского автомобильного, а затем Ярославского моторного заводов, бывший директор ГАЗа Георгий Александрович Веденяпин, Григорий Сергеевич Шламов — министр автомобильной промышленности, подготовивший во многом ее ускоренное развитие при Александре Михайловиче Тарасове, о котором можно и нужно еще говорить много и подробно.

Среди них, конечно, свое значимое место занимает Виктор Николаевич Поляков. Фигура крупная (и не только по физическим параметрам), на первый взгляд предельно прямолинейная, жестко запрограммированная на цель, и в то же время не очень-то укладывающаяся в привычные нам рамки.

Первые месяцы укрепили впечатление о Полякове, как о человеке достаточно сухом, не склонном ни к каким отвлечениям кроме того, что связано непосредственно с работой, но любящем вникать во все детали Дела и полностью отдающегося ему.

Даже привязанности чисто человеческого толка им скрывались и подчинялись все тому же Делу, которое его, в моем представлении, с самого начала узурпировало, буквально узурпировало.

В поисках истоков такого поведения я пришел к выводу, что на формирование предвоенного и военного поколения, к которому принадлежит Поляков, в какой-то мере и другие, в значительной мере повлияла доминанта — Польза дела! Родина! Защита ее — священный долг каждого советского человека, несоизмеримый с какими бы то ни было интересами отдельной личности!

Станислав Петрович Поликарпов

(главный вазовский строитель)

На первое место в определении В.Н. Полякова как организатора я бы поставил его умение ценить обстановку, аналитически оценить и найти главные моменты. Взять вопрос и управлять проблемой.

Поляков всегда умел находить в любом деянии, знакомом или незнакомом ему, свои болевые точки, чтобы через них решать главные на данный момент задачи.

Он с самого начала не обманывал ни себя, ни нас и повторял, что нам надо научиться работать совершенно по-новому, ориентируясь прежде всего, на западный опыт. И, опять же, не только технический, но и организационный. Но если технику еще можно приобрести, то со вторым гораздо сложнее. Как формировать коллектив, на какой костяк специалистов опираться, сумеют ли эти люди соответствовать требуемым критериям профессионализма»» Об этом не очень много пишут, но производственные успехи ВАЗа имеют основой прежде всего то, что Поляков сумел правильно решить проблему кадров, формирования надежного, работоспособного коллектива.

Он считал, что люди, поступающие на завод, должны обязательно пройти какую-то обработку, подготовку и войти, как говорят, в принципы вазовские (участие в строительстве завода, Нового города этому как раз способствовало), в те, которые складывались, а вначале он их просто сам складывал. На этом этапе для него не имело особого значения, готов ли человек к поручаемому делу. Главное, чтобы он хотел, внутренне принимал правила такой жизни. Почему и очень неохотно шел на «»крайние меры»», увольнения. И от своих подчиненных, по всей цепочке, требовал, повторял, что надо за любой задачей видеть конкретных людей, которые будут ее осуществлять, и они все сделают.

Поляков держался железно, несмотря на самый высокий прессинг: принимать только в полном комплексе. Ясно, это вопросы «»большой политики»», а были еще и возникающие ежедневно, где он должен был, обязан «»по определению»», как генеральный директор, сказать последнее слово. А оно не всегда просто выговаривалось — он же не был, да и не считал себя никогда хранителем каких-то сверхзнаний и давно понимал, что в принципе, теоретически, можно найти оптимальное решение. Другое дело, как реализовать его практически.

Мы имели счастливую возможность сравнивать разные подходы, стили поведения генеральных директоров. Если А.А. Житков на совещании мог высказать и то и другое мнение, свои сомнения, то В.Н. Поляков, выслушав участников, обычно выдавал окончательное: «»Мы будем делать так»». Дабы, как понимаю, не давать другим даже на один момент сомнение, что может не получиться. Он оставлял для дела одну точку зрения — это бесспорно. Он был и, знаю, остается человеком окончательных решений. Он всегда придерживался формулы, что лучше принять любое из разумных решение, чем не принять никакого. Можно к этому относиться по-разному, но надо и знать, с какой долей ответственности он к каждому своему слову и шагу относился. Все глубоко, всесторонне обдумывалось и наполняло уверенностью, что делать надо именно так.

И в то же время, если говорить просто о человеке, о личности, то Виктор Николаевич относился и относится всегда уважительно, независимо от занимаемого положения: будь то механизатор, слесарь-наладчик или конструктор, он старается держаться, говорить с ним, как равный — возраст и должность, как явления преходящие, для Полякова значения не имели и не имеют.

Инна Михайловна Лукьянова

( ведущий специалист «»АВТОпромимпорта»»)

… он действительно целиком и полностью подчинил себя Делу, никогда не позволял себе размениваться на что-то постороннее. И в то же время готовый стеной встать на защиту, поддержку своих единомышленников. Особенно когда все упиралось в принципиальные вопросы.

Поляков никогда не тратил сил на выяснение отношений. Он ничего не проповедовал, никаких нравоучений никто никогда от него не слышал. Это ему внутренне чуждо.

Он никогда не учил…нет, это точно… Он никогда не поучал людей. А если учил, то — делом, учил своим примером.

…так сохранить себя, свою душу, уже за одно это можно им любоваться и восхищаться.

Яков Николаевич Жуков

(бывший главный инженер проекта «»Промстройпроект»» г.Москва)

— Я считаю его идеалом руководителя. У нас сейчас сплошь и рядом заказчики — «»Желаю, и все»». Они ничего не слышат. «»Хочу так, и все»». Ему объясняешь, что так нельзя, нелепо, непрофессионально, а он — «»Нет, будет по-моему!»»

Поляков умел слушать. С ним можно было разговаривать: доказывать и убеждать принять наши доводы. Он очень умел уважать мнение специалистов. Независимо от того, какой пост они занимали. Но если у него были свои контрдоводы, его ничем сломать было нельзя. Он их и излагал или просто говорил: «»Нет, так делать не будем»». Все, дальше было говорить бесполезно.

… токи внутренней энергии, идущей от этого человека, энергии, которая что-то переворачивает, меняет в тебе самом.

Виктор Васильевич Перцев

(бывший начальник строительства УКСа — управления капитального строительства — ВАЗа)

Виктора Николаевича отличали недюжинный ум, исключительная, врожденная пунктуальность, самодисциплина, работоспособность и требовательность, чего он безжалостно добивался от нас. Мы все его уважали и побаивались, хотя самым грозным его выражением было: «»Вы ведете себя некорректно»». Но взгляд метал молнии.

Не скрою, его требовательность иногда можно было назвать жестокостью, а порой он проявлял внимание и заботу, которые и от родного отца не всегда получишь.

Лев Борисович Васильев

(бывший заместитель министра автомобильной промышленности СССР, генеральный директор КамАЗа)

…Это же великая удача, когда на твоем жизненном пути попадается такой мудрый, участливый, неравнодушный к твоим заботам, все понимающий человек.

Во всяком случае, у меня навсегда сохранились глубокое уважение и благодарность к этому человеку, который был и остается знаковой, как теперь говорят, фигурой нашей отрасли, да и всей нашей промышленности.

Алексей Васильевич Николаев

(бывший президент-генеральный директор ОАО «»АВТОВАЗ»»)

Непосредственно столкнулся с этим, став директором КВЦ. Сколько раз приходилось его встречать и сопровождать там, неизменно удивляясь его ревностности, скрупулезности, доскональности, глубокому пониманию всего, что у нас происходит. И все это будто нет для него более важных забот, будто не стоит за его плечами целой огромной отрасли — автомобильной промышленности страны. А ведь в это время, напомню, и КамАЗ раскручивался.

Поляков всегда умел очень остро чувствовать ситуацию. И не только то, что происходит в верхних, открытых первому взгляду слоях, но и внутренних, что лежало значительно глубже.

Не хочу сказать, что Поляков выдавал всегда безукоризненные решения, которые требовалось лишь послушно исполнять, «»взяв под козырек»» — такое и невозможно. Нет, он никогда не строил из себя обладателя истины в последней инстанции, он всегда воспринимал любые достойные доводы.

В бытность мою генеральным директором «»АВТОВАЗа»» мы встречались с Виктором Николаевичем минимум раз в месяц, а то и чаще. И приходил он не для того, чтобы напомнить о своем существовании, узнать, как дела, но обязательно с какими-то наработанными, глубоко продуманными вопросами. И не в ночной тиши, когда долго не приходит сон и теснятся мысли, а, вижу, в результате тщательного ознакомления с ситуацией, встреч с множеством людей. Все, что он делал и делает — не по пересказу, не с чужих слов, — это его собственное, инженерно обоснованное мнение. Анализ, оценка и рекомендации. Дескать, вот смотрите, а дальше уже ваше дело: принимать или нет, претворять в жизнь или нет. Без всякого нажима, — если не брать в расчет, не считать нажимом его убежденность, продуманность, аргументированность любого вопроса.

Он сам, уверен, оценивает каждое свое слово по высшему счету. Может, даже где-то перестраховывается: возраст никуда не денешь, от него не убежишь — а вдруг ты ошибаешься, видишь вещи в искаженном свете?.. Не говоря уже о том, что мы, начавшие свой путь, сформировавшиеся при советской власти, при социализме, живем уже не только в другом веке, но и фактически в другой стране, в другой экономической формации.

Но я за все это десятилетие не могу назвать случая, когда бы Поляков ошибся в оценке ситуации, когда бы дал необоснованный, неверный совет и прогноз, ошибочную рекомендацию. Это удивительно, но это так. И всем этим остается только восхищаться.

Александр Александрович Ежевский

(бывший министр сельскохозяйственного машиностроения СССР)

Но что бы там ни говорили, Волжский автомобильный, при всем его значении для нашей страны, это — прежде всего памятник Виктору Николаевичу Полякову. Я это всегда так понимал и с годами все больше понимаю.

Когда во время строительства ВАЗа я бывал там, видел, насколько строг, требователен он был к строителям, монтажникам. Иногда даже обижались на него. Тот же П.С. Непорожний не раз сетовал: «»Чего это Поляков все время ко мне придирается?»» А он прав был. Потому что требовал высокого качества. И от оборудования, поставляемого к монтажу, и от отделки зданий, и от качества жилья… Он решал в комплексе вопросы производственные и социальные — вопросы культуры, бытового обслуживания. И требовал, чтобы все это делалось с высшим качеством. И не просто с жесткой, но иной раз с жестокой настойчивостью. И нужен был его железный характер, его высочайшая принципиальность, чтобы отстоять свои убеждения, то, что считал нужным для завода и города. Да, его, случалось, обвиняли в удорожании сметной стоимости строительства, чуть ли не в излишествах. Но жизнь показала, что он был полностью прав. Это тот самый случай, когда, по пословице, скупой платит дважды, а то и трижды.

Да, кому-то он кажется суховатым. Но он всегда искренний и сердечный человек. Заботливый. И, повторю, крайне скромный, даже через меру. В то же время — принципиальность огромная, мышление самобытное, аналитический, хорошо организованный ум. Постоянное генерирование новых идей и умелая борьба за их претворение в жизнь.

Одно могу утверждать: никакие чисто человеческие, личностные свойства ему не чужды. И что он травмируемый человек, пусть и кажется большинству железобетонно-невозмутимым. Он очень близко принимает к сердцу все. В том числе и то, что происходит в последнее время в государстве, в отрасли. Если же нужен мой эпитет для оценки Полякова, то я скажу только одно — глыба. Глыбища. Уникальная, государственная личность.

Рафаэль Давидович Кислюк

(бывший начальник управления «»АВТОВАЗтехобслуживание»»)

Одно могу сказать точно: почти каждая встреча с Поляковым оставляла в жизни, в судьбе какой-то след.

…делали почти невозможное. И с годами понимали, что выбор, направление Поляковым определены правильно, что он помогал каждому из нас лучше раскрыть свои способности, возможности и первое всегда для Полякова — лучше служить Делу.

Валерий Александрович Ильичев

(бывший руководитель московсого представительства ВАЗа)

Поляков доверял, но и контролировал, следил пристально, как развивается дело. Его нельзя было подвести, не говорю уже обмануть. Вот это было чревато. А лучше сказать правду. И не то чтобы: «»Я не знаю, как делать»» — этого он не любил и не любит, а дать свое предложение. Пусть оно даже не очень реальное, но если оно ему понравилось, если он чувствует, что ты на правильном пути, то даст тебе возможность попробовать, помощь окажет.

Плотное, непосредственное общение с Поляковым учило многому и, в первую очередь, системе в работе. Системе, которая (это я, к счастью, быстро уяснил для себя) требовала, прежде всего, наведения порядка в собственном мышлении, понимания сути проблем, во всей их широте и взаимосвязи.

Поляков учил меня и многих других, кто с ним работал, четко выражать мысли. Не скользить, не крутить вокруг и около, а предельно концентрированно говорить самую суть.

Я много лет не мог привыкнуть к его мгновенному включению в суть того, что ты излагаешь. Другому надо разжевать, по полочкам разложить (и то, ты ведь тоже к этому долго шел), а он — молниеносно. Но с ним надо и уметь говорить. Он сам не любит пустых фраз и нас этому учил. Если мямлишь, нет убежденности — считай, что все впустую. «»Уберите вашу бумажку, говорите по существу…»» — это его выражение знали многие.

…благодарен судьбе, что более тридцати лет назад она свела меня с этим замечательным человеком, который своим строгим и справедливым отношением ко мне позволяет присоединиться к многим вазовцам и назвать его «»ПАПА»» — в самом высоком смысле этого слова.

Петр Макарович Кацура

(бывший директор по экономике ВАЗа)

В моем представлении Виктор Николаевич был и остается до сих пор знаковой личностью не только как широко образованный инженер и видный организатор промышленного производства. При всей взыскательности по работе его отличают большие человеческие качества, бережное отношение к своим соратникам, непоказная доброжелательность, исключительная скромность.

Георгий Константинович Мирзоев

(бывший главный конструктор АВТОВАЗа)

…главным было то, что Поляков никогда не связывал инициативу, не навязывал своего мнения. Оппонировал, не соглашался с тобой — да, это случалось. Но не отбивал руки.

Я всю жизнь был очень благодарен людям, которые не мешали работать. Или, больше того, которые создавали условия для работы, а если и контролировали, то по каким-то опорным позициям. Хотя контролировать, я считаю, надо жестко. Но не водить рукой — твоей. Как только начинают водить -ты теряешь весь свой потенциал творческий, ты теряешь ответственность за дело и всегда можно заявить: «»Ведь это вы мне сказали»».

Он ценил людей, которые входили в его команду, которые заряжаются его энтузиазмом и дальше превращали его во что-то реальное. Ну этим и объясняется… Каждый раз, когда он высказывал какие-то неожиданные идеи, то очень, по-моему, следил: как ты будешь реагировать, зарядишься ли этим энтузиазмом, предпочтешь идти обычным, наторенным путем или будешь готов в числе первых подняться в атаку.

Николай Иванович Бех

(воспитанник Волжского Автомобильного завода, возглавлявший в 90-ые годы камский автогигант)

…Для меня не было большего авторитета. В любом поступке я исходил а как бы Виктор Николаевич поступил, как он оценит то, что я делаю»»

Часто вот называют Ли Якокку образцом организатора автомобильного производства. Я его много раз читал, лично с ним знаком. Но это совершенно другая среда, другие обстоятельства, другие условия.

Создание же ВАЗа, считаю, в силу разных причин, может быть даже элементарной зависти, по-настоящему не оценено. И прежде всего, как явление.

Когда появились в стране совершенно новые материалы, новые технологии, через ВАЗ прошла практически вся отрасль машиностроения, да, можно сказать, все народное хозяйство. Это была гигантская школа передового опыта, совершенно уникальная вещь.

Очень важно, что Поляков собрал в Тольятти лучших, будем говорить, специалистов со всей страны. Кадровая политика была очень четкая. Вначале он приехал с хорошей командой (чтобы первую борозду не испортить), а потом, по их образу и подобию, их направленности шло дальнейшее развитие.

Иной раз меня спрашивали: «»А почему ты не соберешь, не посоветуешься?»» — «»Так аналогичные решения уже были, мы их на ВАЗе обсуждали и принимали, и они оправдывались»». Я к чему — ВАЗ создал колоссальный задел и технический и организационный. И строгость Полякова работала на взвешенность каждого решения: перед тем, как ему доложить, ты сто раз все проанализируешь; самое страшное было получить от Виктора Николаевича уничижительное — «»Вы несерьезный человек»».

Дмитрий Яковлевич Авдеснак

(занимавшего пост заместителя главного инженера прессового производства)

Меня всегда поражала способность Полякова держать руку на пульсе работы всех подразделений сложнейшего организма завода и, своевременно включаясь в решение проблем, заставлять его работать ритмично и с максимальной отдачей.

Я понимал, что делать это возможно, только обладая способностью организовывать систему не только своей ежедневной деятельности, но и функционирования всех подразделений объединения — инженерных, производственных, экономических, коммерческих, — наладить четкие связи с огромным количеством предприятий страны, влияющих на работу ВАЗа.

Владимир Иванович Щербаков

(бывший директор по экономике АВТОВАЗа)

В.Н. Поляков, с первого знакомства и до сегодняшнего дня, является для меня в некотором роде воплощением государственной совести. Человек, абсолютно преданный делу. Человек, абсолютно честно себя ведущий, несмотря ни на какие-то там вещи. Человек удивительной скромности, до аскетизма доходящей. Помню, как они с Генри Фордом-младшим ходили по заводу. Ну, два совершенно одинаковых человека, с одной матрицы — длинные оба, у обоих брюки короткие, у обоих туфли на микропорке и стертые сзади каблуки.

Совершенно аскетическое отношение к себе, и не в силу каких-то принципов, а просто потому, что это второстепенно, не важно. Почему-то убежден: спроси у Виктора Николаевича вечером, что он ел на обед — не вспомнит. Знаю, что давали, то и ел; так же, наверное, что давали, то и носил. Потому что он жил все время в Деле.

…Когда многие называют Полякова «»Папой»», то для себя лично я воспринимаю его как человека, создавшего школу, в которой я воспитался. Хотя лично он меня не воспитывал, — ну, может, на каких-то совещаниях давал что-то с точки зрения знаний, понимания жизни и людей. Но он создал атмосферу, правила, чувства, чистоту отношений таким образом, что другие люди просто не вырастали там в «»поляковское»» время.

Что еще бы я подчеркнул. Поляков всегда был и остается предельным реалистом, практиком. Ни разу не слышал от него какой-нибудь идеи, высказанной или поддержанной им, которая была бы практически неосуществима. Больше того, чем мне всегда нравились его подходы, он совершенно точно представлял, как эту идею реализовать. В девяносто втором — девяносто третьем годах мы встречались в частном, можно сказать, порядке. Он приходил просто посоветоваться. Как представляю, его волновала чисто конкретная задача: не дать в этой суматохе бурлящей воды и кипящего масла, погубить дело, которому была посвящена его жизнь. Речь прежде всего шла о судьбе ВАЗа и КамАЗа. Чтобы сохранить принципы, заложенные в сами эти заводы. Недорогой автомобиль, достаточно хорошего качества, для нормального трудящегося человека…

Такой верностью своему делу, своим принципам остается только восхищаться.

Александр Дмитриевич Бурганов

(бывший начальник СУ Озеленения)

С течением времени я все больше благодарю судьбу, что она дала мне возможность на протяжении шести с половиной лет, с мая шестьдесят девятого и до ухода В.Н. Полякова в министерство, близко общаться, работать с таким человеком. Не заставлявшим плясать, как говорится, под его дудку, а самореализовывать себя в деле, открывая новые, дополнительные стороны в собственной личности.

Мы все знаем, что Поляков был скуп на похвалы, так что это стало для меня особо ценным. Получить одобрение своего труда от такого человека — это на всю жизнь остается среди самых памятных событий.

Николай Максимович Головко

(директор НТЦ)

Я бы сказал, что он очень проникновенно ощущает результаты работы, результаты решения вопроса. Он очень радуется удачам специалистов завода, хотя не всегда выражает это внешне, боится, видно, испортить, расхолодить людей чрезмерными похвалами.

Что также отличало его — предельно объективные оценки. Имеющие в основе не просто «»нравится — не нравится»». Он почти никогда не принимал важных решений в одностороннем порядке. Смотрел, разбирался лично, выслушивал позиции сторон и лишь после этого выносил свой вердикт. Как правило, очень точный, убедительный, что здорово стимулировало деятельность людей.

Причем отличался всегда умением видеть, как хороший шахматист, на много ходов вперед. Сегодня, имея за спиной богатую опытом жизнь, я вижу, насколько это редкое качество у руководителей. Большинство просто втягивается в текущий цикл событий, старается как-то рассмотреть, повлиять на то, что будет завтра-послезавтра, а чувство, понимание далекой перспективы -удел немногих.

Он анализирует составляющие себестоимости — доходы, расходы, затраты. Он сравнивает цены, он понедельно разбирается, где какая рентабельность и где можно получить более высокую эффективность. Все это предельно жестко, без всяких поблажек, по «»гамбургскому счету»».

Он очень беспокоится о ценовом позиционировании на рынке, очень беспокоится о развитии, о надвигающейся ожесточенной конкуренции. Да, «»десятка , освоение десятого семейства автомобилей, нас в самый напряженный, минувший трудный период спасла, обеспечила выживание коллектива, удержала завод на плаву, но не слишком ли мы успокаиваем себя этим»» Это лишь временная стабильность, приходящий фактор и надо быстрее на производство «»Калину»» ставить. Не бывает его приезда на завод (а это, повторю, каждые две недели), чтобы он лично не познакомился, не осмотрел, как идут работы по «»Калине»», как идут работы по новой «»Ниве»». Сопереживает за наши дела и старается, как может, максимально этому процессу помогать.

У него сочетание исключительного трудолюбия, высочайшего прилежания и очень острого ума. Он умеет разобраться в любом вопросе. Блестящая память, которой остается только восхищаться при его возрасте. У него логически четкое понимание любого процесса, даже самого запутанного, и он умеет это распутывать. Настолько втягивается, что сам себе не позволяет остановиться на полпути, не доведя до логического конца. Он обычно идет методом отсечения лишнего, второстепенного, мешающего. Отсекает, отсекает и отсекает. Упорно продвигаясь каждый день, каждую неделю к намеченной цели.

Николай Дмитриевич Уткин

(мэр г. Тольятти)

В жизни каждого из нас встречаются, уверен, люди, по которым проверяешь впоследствии свои главные решения: а как бы поступили они в этой ситуации»» Для меня такими навсегда останутся Н.Ф. Семизоров, Н.Х. Оболонков и, конечно, В.Н. Поляков. И не как иконы, а как личности меняющиеся, открывавшиеся все новыми и новыми гранями.

И второе, о чем я бы очень попросил: займитесь вплотную внешним обликом Тольятти. Не только Автозаводского района, а всего города. Очень много захламленности, запущенности. Обидно такое видеть. И уж коли вы меня избрали почетным гражданином Тольятти, то я, вроде, вместе с вами ответственность за все несу.

Это такие «»знаковые»» лично для меня встречи с Поляковым. Конечно, доводилось не раз слушать его выступления, и я всегда восхищался, как он умел выделять самое главное, самое важное. Но если в начале создания ВАЗа это были «»гвозди»», «»буря и натиск»», то к середине девяностых, в период хаосно-рыночной экономики (думаю, ему было непросто определиться с ней) он уже и слова начал подбирать другие: «»Я бы вам предложил…»», «»Я бы вам рекомендовал…»», «»Могу посоветовать…»» Или вспомните его памятное выступление во Дворце спорта на праздновании 30-летия выпуска первого автомобиля. Это были не просто воспоминания, не просто оценка былого, но прежде всего взгляд в будущее, задачи, которые всем надо сообща решать, и каким образом лучше всего решать.

«»Любой медленный, вялый труд рождает слабых людей. От суровых, тяжелых условий вырабатываются сильные характеры, появляются сильные люди»». В этих его словах весь Поляков.

Такое не забудется, навсегда останется для меня образцом «»высокого полета»» духа, мысли и дела.

Александр Григорьевич Зибарев

(один из создателей системы технического обслуживания АВТОВАЗа, бывший вице-президент ОАО «»АВТОВАЗ»» по техобслуживанию)

Безусловно, выдающаяся, незаурядная, яркая личность. И прежде всего своей позитивной направленностью. Сколько в истории осталось ярких личностей! Но, как вдумаешься, всмотришься — сколько за ними порушенных империй, городов, судеб, жизней — ну, может, параллельно что-то и создавал. И очень мало, раз-два и обчелся, настоящих созидателей.

Поляков сумел идеально выполнить свою задачу, свое предначертание, если хотите, — создал такой уникальный промышленный и социальный комплекс. Да, при поддержке А.Н. Косыгина и некоторых других руководителей государства. И ведь на что они поднялись: ввели в наше, сильно зашоренное, государство серьезный кусок чисто капиталистического мира. Со всеми его качествами. И нужно было договориться с нашими ортодоксами (или суметь обойти их), с властями от партии, потому что изменялись, подрывались многие основы идеологии.

Как-то об этом не принято говорить, но сколько препятствий по ходу вставало. И не только технических. А зависть как играла… И явное непринятие его, Полякова, методов и идей… Нужна была его одержимая целеустремленность, чтобы одолеть, пройти через все это.

А результат»» Его можно реально глазами увидеть, да руками потрогать. Больше двадцати раз окупились уже затраты в строительство ВАЗа и Нового города. Назовите мне еще один подобный пример. И это, если лишь о денежной, экономической эффективности говорить. А какими деньгами соизмерить сформированные Поляковым и ВАЗом судьбы тысяч и тысяч людей?!

И я, если что в своей жизни сумел достичь, а препятствия разные бывали, то главную роль в этом сыграл Виктор Николаевич. Мои стремления к росту, к совершенству, к познанию, ко всему — то есть быть лучше, выше, интереснее, эффективнее, добросовестнее, — все это с его подачи, все это оттуда.

Может он внешне не так ярко впечатляющ, не настолько гениален, как мы, его дети, отзываемся о нем, — избави Бог от слащавых выражений в адрес этого человека. Ему бы посуше, да поправдивее, да построже, да опять же что-нибудь; сказать, где и что он недоделал, — вот это бы ему понравилось.

Надо иметь в виду, что мы все неоднозначны, не в одной казарме сидим. Поэтому примитивно понимать Полякова как человека непогрешимого. Нет, этого быть не может. Я просто рассуждаю, я так чувствую, что перед нами живой человек.

Да, он всегда был и остается настолько преданным исполнению поставленных целей, что может сложиться мнение: кроме производства он вообще с утра и до ночи больше ничем не занимается и знать не желает. Нет, просто он заставил себя служить делу столь откровенно и истово, что люди в основном ощущали его как двигатель внутреннего сгорания для развития автомобильной отрасли Советского Союза и России. Так могло казаться мне по молодости. А в последние годы довелось вне работы не раз услышать некоторые его мнения о событиях, людях и открылся очень разносторонний человек, глубокий философ.

По материалам книги «»В.Н. Поляков глазами современников»».

*