С мыслью о перспективе. Мировые нормы токсичности примерно каждые пять лет вдвое ужесточаются. Для того, чтобы идти в ногу с ведущими автопроизводителями, чтобы выполнять все законодательные требования, АВТОВАЗ постоянно совершенствует силовые агрегаты, внедряет новые системы управления двигателем. Благодаря этой работе при вступлении в силу новых норм токсичности (будь то за рубежом или в России) на АВТОВАЗе своевременно формируется база для производства соответствующих им автомобилей. При этом решается комплекс задач, и автомобили LADA, становясь безопаснее для природы и человека, также приобретают новые потребительские качества.

Сегодня все автомобили семейства LADA 110 оснащаются новым 1,6-литровым двигателем. Этот мотор способен выполнять экологические требования стандарта «Евро-3», и, в перспективе, — «Евро-4». Благодаря этому силовому агрегату автомобили семейства LADA 110 стали не только экологичнее, но и надежнее и удобнее в пользовании.

Новый двигатель.

В 8-ми и 16-клапанных моторах рабочим объемом 1,6 литра реализован ряд конструктивных изменений, заметно улучшивших основные технические характеристики. Изменилась номинальная мощность силового агрегата; она составляет 59,5 кВт для 8-клапанного мотора и 65,5 кВт для 16-клапанного мотора. Увеличился максимальный крутящий момент — до 120 Нм и 131 Нм соответственно. 8-клапанный двигатель достигает такого своего показателя уже при 2700 оборотах в минуту, а 16-клапанный — при 3700 оборотах в минуту.

В 1,6-литровом двигателе применены усовершенствованные электронная система и система снижения токсичности управления, кроме того, модернизированы поршни, коленвал, блок цилиндров.

Технические характеристики 8-ми и 16-клапанных двигателей объемом 1,6 литра:

Обозначение силового агрегата: 21114

Количество клапанов на цилиндр: 2

Диаметр цилиндра, мм: 82

Количество цилиндров: 4

Межцилиндровое расстояние, мм: 89

Ход поршня, мм: 75,6

Мощность номинальная, кВт: 59,5

при частоте, об/мин: 5200

Крутящий момент максимальный, Нм: 120

при частоте, об/мин: 2700

Обозначение силового агрегата: 21124

Количество клапанов на цилиндр: 4

Диаметр цилиндра, мм: 82

Количество цилиндров: 4

Межцилиндровое расстояние, мм: 89

Ход поршня, мм: 75,6

Мощность номинальная, кВт: 65,5

при частоте, об/мин: 5000

Крутящий момент максимальный, Нм: 131

при частоте, об/мин: 3700

Экологичность — на уровне Европы

Экологическая безопасность автомобилей семейства LADA 110 обеспечивается с помощью комплекса различных устройств, одно из которых — катколлектор. Это нейтрализатор, смонтированный не под днищем, как у других моделей LADA, а совмещенный с выпускным коллектором двигателя в единую деталь. Минимальное расстояние от двигателя до нейтрализатора позволяет сократить время его прогревания, обеспечить более быстрое вступление его в работу и, соответственно, повысить эффективность. Проходя через катколлектор, выхлопные газы в результате химических реакций очищаются от токсичных компонентов CO, CH и NO на 95-98%. Это позволяет выполнять действующие и перспективные экологические стандарты Европы.

Новый двигатель повышает потребительские свойства автомобиля.

Высокие эксплуатационные качества нового силового агрегата подтверждены испытаниями. После калибровки электронной системы управления двигатель был проверен в широком диапазоне температур окружающей среды. Во время этих работ совершенствовалась способность двигателя к холодному пуску, процесс прогрева автомобиля и движения с непрогретым двигателем (так называемая холодная динамика), движение при высокой температуре. Также были проведены горные испытания, при которых проверялась и совершенствовалась работа моторов в условиях перепада атмосферного давления.

После того, как двигатель был оценен экспертами-испытателями, он поступил на сертификацию в НАМИ. Также автомобили LADA 110 с новым двигателем прошли омологацию во французской фирме «»ЮТАК»», подтвердив свое соответствие европейским стандартам.

Основой для стабильной работы мотора и повышения его надежности являются примененные в нем технические решения.

Так, здесь используется новая система зажигания, в которой непосредственно на каждой свече установлена своя катушка. Эта конструкция обеспечивает эффективное искрообразование при любых погодных условиях, то есть облегчается холодный запуск двигателя. Также в новых силовых агрегатах применен пластмассовый модуль впуска. Для 16-клапанного двигателя теперь в единый узел объединены ресивер и впускной коллектор. Таким образом, исключается вероятность негерметичности их соединения. Также в 16-клапанных двигателях конструкция поршня такова, что в любой нештатной ситуации исключается его касание с клапанами. Новый мотор продлевает срок службы различных систем автомобиля — это и другие качества уменьшают стоимость эксплуатации семейства LADA 110. При этом 1,6- литровый двигатель незначительно повысил цену семейства. Таким образом, на российском рынке LADA 110 остается одним из самых доступных автомобилей, обладая при этом высокими потребительскими свойствами: удобством, динамикой, надежностью.

Новые двигатели для LADA 110 сделали эти автомобили безопаснее не только для природы. Благодаря увеличенному крутящему моменту нового двигателя разгон происходит гораздо интенсивнее, чем у автомобиля с полуторалитровым двигателем. Это качество очень актуально в городских условиях движения. Сохранение тягового усилия в широком диапазоне оборотов позволяет реже переключать передачи. В итоге такие свойства мотора снижают утомляемость водителя, а значит, повышает активную безопасность. Новая мощность двигателей автомобилей LADA 110 сочетается с хорошей аэродинамикой — одной из самых лучших среди аналогов. Что касается пассивной безопасности, то автомобили семейства LADA 110 выполняют все европейские законодательные требования.

Производство: 850 моторов каждый день

Для выпуска 1,6-литровых двигателей на АВТОВАЗе было модернизировано имеющееся оборудование. В механосборочном производстве проведено переоснащение линий, выпускающих блоки цилиндров, коленчатые валы, головки блока цилиндров, выполнена модернизация линии сборки двигателей.

Как и прежде, при производстве особое внимание уделяется испытанию силовых агрегатов. Через этот процесс, состоящий из нескольких этапов, проходит каждый двигатель. Сначала проверяется работоспособность электрических цепей, центровка сцепления, герметичность топливных систем. При «»холодных»» испытаниях происходит прокрутка двигателя без его запуска. В этом режиме проверяется работоспособность системы смазки и замеряется давление масла при минимальных оборотах. На стенде «»горячих»» испытаний происходит пуск двигателя. Сначала идет прогрев мотора с постепенным увеличением нагрузки. Далее осуществляется замер давления масла на холостом ходу и при максимальных оборотах, определяется показатель максимального крутящего момента. Также выполняется внешний осмотр и прослушивание мотора. Каждый двигатель перемещается по линии испытаний на специальном транспортном модуле, в который вмонтирован электронный блок памяти. В него заносятся сведения о типе агрегата, видах испытаний и их результатах. В дальнейшем эта информация поступает в центральную базу данных производства.

Потенциал имеющегося в механосборочном производстве АВТОВАЗа оборудования позволил осуществить одномоментный переход от 1,5-литровых двигателей для автомобилей LADA 110 к 1,6-литровым. Ежесуточное задание выпуска новых силовых агрегатов рабочим объемом 1,6 литра составляет 850 штук. Около половины из них — 16-клапанные двигатели.

Сергей Боровинских

*