“Морозов, трус, выходи! Вы-хо-ди!” – скандируют люди, пришедшие под окна областной администрации. Пенсионеры, творческая интеллигенция и студенты, которые оказались особенно активными, не прячут своих лиц от телекамер и не боятся диктофонов. Они говорят смело и взвешенно. Власть же не изменяет своей традиции цинично хранить молчание. Ульяновский губернатор Сергей Морозов выходить не спешит, с собравшимися, как водится, беседует милиция.

Пикет против строительства на главной площади Ульяновска Троицкого кафедрального собора оказался масштабным и агрессивно-оппозиционным. Показательно: свою первую политическую оплеуху губернатор Морозов получил в рекордно короткие сроки — спустя каких-то полтора месяца с момента вступления в должность.

Несколько дней назад (см. материал “Есть только храм между Марксом и Лениным”, 24 февраля с.г.) “РК” уже рассказывал о том, что ульяновские власти кулуарно приняли решение о строительстве собора на площади Ленина, рядом со зданием региональной администрации и памятником вождю мирового пролетариата. О “стройке века” общественность узнала лишь тогда, когда на площади появился забор и спецтехника.

Место для возведения культового здания выбрали, судя по всему, из соображений наивысшего цинизма. В результате строительства будет неминуемо уничтожена часть уникального Николаевского сквера, заложенного еще в 1836 году. Более того, под ковш абсурда попадет целый историко-архитектурный ансамбль. Он также будет разрушен с легкой руки губернатора Морозова и ульяновского мэра Ермакова.

Депутаты областного парламента, узнавшие о намерении разгромить исторический центр города, в срочном порядке направили обращение Морозову и Ермакову.

“…Подобные замыслы являются очередной авантюрой и не могут быть поддержаны здравомыслящей властью, — говорится в обращении. – Восстановить Троицкий собор… невозможно. Он был уничтожен двумя пожарами, и его развалины снесены в 30-ые годы прошлого столетия отнюдь не по идеологическим соображениям, а как не подлежащие реставрации. Таким образом, речь может идти исключительно о сооружении нового культового здания. Но в этом случае встает вопрос: почему ради этого необходимо разрушать уже сложившийся архитектурно-исторический ансамбль?..”

Депутаты опасаются, что Ульяновск получит очередной недострой, а любимое горожанами место будет превращено в большой котлован. Специалисты в свою очередь отмечают, что строительство невозможно и в силу иных объективных причин: при закладке фундамента могут просто-напросто рухнуть находящиеся в непосредственной близости такие памятники архитектуры и истории, как Дворец книги, художественный и исторический музеи, гимназия. Все эти здания уже не первый год находятся в аварийном состоянии.

“Администрация области, как предыдущая, так и нынешняя, делает вид, что не замечает гибели уникальных памятников культуры, где хранятся ценнейшие реликвии. Вместо этого чиновники предлагают предпринимателям скинуться на строительство нового собора. Решение властей, на мой взгляд, преступно и возмутительно, — заявил в беседе с корреспондентом “РК” заслуженный работник культуры РФ Марк Валкин, многие годы проработавший в государственном историко-мемориальном заповеднике “Родина В.И. Ленина”.

Следует особо отметить и то обстоятельство, что против варварского проекта ульяновских властей уже выступили многие общественные организации Ульяновска и авторитетные представители православного духовенства.

Депутат областного Законодательного собрания Александр Кругликов в свою очередь напомнил о том, что десять лет назад на улице Минаева в Ульяновске уже была произведена закладка храма. Правда, строительство так и не продвинулось дальше нулевого цикла.

“Вокруг бога всегда терлось немало проходимцев, вспомните только библейские сюжеты. Как я понимаю, у стартовавшего проекта цель одна — поживиться, нагреть руки на сооружении собора. Это очередная афера, хотя бы потому, что необходимых средств для возведения культового здания нет и никогда не будет”, — убежден депутат.

Между тем, на заборе, огораживающем стройку, уже появился большой информационный щит, на котором указан срок строительства культового здания – три года, и напечатаны реквизиты благотворительного фонда “ВозрАждение Свято-Троицкого кафедрального собора”. Возрождать собираются именно так — через букву “а”.

Об этом фонде – вообще отдельный разговор. Он был учрежден еще при губернаторе Шаманове, а заправляет “соборными” делами некто Николай Пронин, сохранивший должность губернаторского советника и при г-не Морозове. Этот фонд, как склонны считать собеседники “РК”, появился на свет не случайно. В данном деле без конторы, в которой будут аккумулироваться средства, никак не обойтись. Знающие люди говорят: хотите заработать – стройте. Ведь, как показывает практика, только стройка позволяет закопать абсолютную любую сумму.

Вопрос финансирования проекта поднимается и в адресованной губернатору Морозову петиции протестующих горожан.

“Остается открытым и вопрос об источниках финансирования строительства этого новодела. Серьезную тревогу вызывают появившиеся сведения о попытках использовать определенные приемы давления на предпринимателей, чтобы побудить их осуществить “добровольные пожертвования” на строительство, — говорится в обращении к губернатору. – Не говоря уже об аморальности и противозаконности подобных методов, особенно опасно то, что их применили к лицам, которые этнически принадлежат к иным конфессиям, а это уже чревато обострением национально-религиозных отношений”.

О грубейших нарушениях законодательства в своем заявлении на имя прокурора Ульяновской области сообщает и директор государственного заповедника “Родина В.И. Ленина” Александр Зубов. По его словам, данное строительство началось с грубейшими нарушениями законов РФ, в том числе Федерального закона “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ”.

“Проект Троицкого собора не утвержден, историко-культурная экспертиза не проведена, проект не согласован с компетентными организациями, — заявляет директор заповедника. – Более того, не проведены полномасштабные археологические раскопки – в ходе работ, которые проводились два года назад на небольшой площади был обнаружен некрополь XVIII века. Закон же требует полномасштабных археологических работ на всей территории строительства”.

По информации Зубова, не оформлен паспорт объекта, официально не определен заказчик и подрядчик данного объекта, потому как, по словам директора заповедника, Епархиальное управление не вправе выступать в качестве заказчика, так как не имеет лицензии на данный вид работ…

В официальных ульяновских СМИ на тему строительства собора в буквальном смысле наложено вето. К примеру, имеется информация о том, что под запрет попал сюжет, посвященный собору, подготовленный журналистами ГТРК “Волга”. Основная задача властей, решившихся на самый настоящий акт вандализма, — максимально дезинформировать население, не допустить дальнейшего всплеска народного недовольства.

Люди никак не могу взять в толк, почему вдруг власть выбрала для строительства именно это место, ведь даже исторически храма здесь не было. По одной из версий, пришедшие к власти чиновники попросту хотят “застолбить” место в самом центре города. Говорят, что через год-другой проект строительства собора будет признан провальным, и вместо культового здания воздвигнут, к примеру, развлекательный центр.

Губернатору Морозову и мэру Ермакову, судя по всему, глубоко плевать на депутатов, выступающих против авантюрного проекта, плевать на людей, пикетирующих здания областной и городской администраций, плевать на общественное мнение. Они упорно хранят молчание, искренне надеясь, что поднявшийся бунт закончится безо всякого вмешательства извне. Участники же пикета, которых набралась не одна сотня, напротив, уже заявляют о том, что не дадут Морозову и его приспешникам уничтожить исторический центр города. Мятежные студенты объявили о том, что в самое ближайшее время намерены перекрыть въезд на стройку и стоять до тех пор, пока строительство псевдособора не будет прекращено.

Михаил БЕЛЫЙ

«Русский курьер»

№ 485 2004-03-03

"Русский курьер"

*