(The Washington Times) Кремль начал новую политическую игру. Российский политтехнолог Станислав Белковский вернулся
«Политическая муза» Белковского готовит россиян к изменениям в политической системе, с тем чтобы сегодняшние хозяева Кремля остались у власти после 2008 года, но чтобы это произошло путем демократических процедур.
Белковский, директор Института национальной стратегии, в последние несколько недель оказался в центре внимания прессы. Это произошло не потому, что два года назад Белковский предсказал жесткие меры Кремля против того, что он назвал «олигархическим переворотом».
Белковский показал себя мастером политической интриги. По его заявлениям, сегодня он работает над тем, чтобы перестроить российские политические институты до того, как президент Путин уйдет в отставку в 2008 году. Белковский утверждает, что имеет свой собственный план перестройки политического устройства в стране, а также знает о замыслах Кремля. Все это кажется довольно странным. Может, на самом деле Белковский блефует, и он не знает так много, как говорит, или он ведет какую-то политическую игру?
Собственный план Белковского и план Кремля имеют некоторое сходство, но в то же время в ряде вопросов эти планы различаются.
Белковский описал свой план следующим образом: «Он основан на новой модели управления, где президент является некоронованным монархом. Президент может оставаться на своем посту в течение почти неопределенного срока, но властные полномочия президента будут сильно сокращены, и он не будет вмешиваться в экономическую и социальную политику. Эти вопросы будут находиться в ведении кабинета, который будет формироваться парламентским большинством. За президентом сохранятся властные полномочия по назначению министров силового блока, судей и генерального прокурора, также у президента сохранится роль главного арбитра, который будет принимать на себя ответственность за разрешение кризисных ситуаций. Между тем, в отсутствие кризисных ситуаций экономическими вопросами будет заниматься президент и парламент. Мы дадим более подробную информацию об этом в нашем проекте конституции, который будет опубликован в апреле».
Что касается плана Кремля, то, по информации из различных источников, в этом плане продумано больше деталей и выстроена более логичная схема. По этому плану парламент будет назначать премьер-министра, который фактически станет главой государства, а также назначать президента, который станет символической фигурой. Этот план может вступить в силу, если Конституционный суд одобрит внесение в Конституцию поправки, состоящей из нескольких строк.
Белковский – хороший аналитик и человек с нестандартным мышлением. Но на этот раз в его плане есть серьезные недостатки. Трудно предположить, что в российской политической культуре может быть президент – «некоронованный монарх», с ограниченными властными полномочиями, играющий роль «главного арбитра» и не имеющий прямого контроля над экономикой.
То, что предлагает Белковский, не имеет аналогов в российской истории и политической культуре.
Судя по всему, на самом деле Белковский не пытается «продать» свой план, а стремится разрекламировать план Кремля. Игра Белковского и Кремля может заключаться в том, что политолог нарочно говорит о плане Кремля с целью проверить реакцию публики на планы изменения политического устройства. Одновременно Белковский предлагает «негативный» план, который не может быть принят, чтобы на этом фоне план Кремля был выставлен в лучшем свете.
Безусловно, Кремль не «купит» план Белковского по изменению российских политических институтов. План Белковского предназначен сугубо для пиара, поэтому он и является таким красочным, драматическим и интригующим. План политолога служит контрастом для того, чтобы на его фоне план Кремля выглядел разумным и направленным на защиту очень специфической российской формы демократии. Белковский играет роль экстремиста, а Кремль предлагает «здравые» идеи. Таков сценарий.
В России не будет «некоронованного монарха», правящего всю свою жизнь. Будут оставлены без внимания и большинство другой чепухи из плана Белковского. Сам политолог знает это, но он лишь выполняет поручение Кремля. Белковский – это внештатный сотрудник, который надеется, что, если он хорошо справится с этим заданием, ему дадут следующее поручение, с не менее хорошей оплатой.
Питер Лавелль
Переведено 02 марта 2005
InoPressa.ru
*