Здание этого кафе было построено, было выбрано название и назначена дата его открытия, однако новое заведение в Самаре, одном из самых процветающих российских городов на берегу Волги, так и не открылось. Все три последних года здание пустует, лишая его владельцев дохода, жителей Самары – возможности цивилизованно выпить, а российскую экономику – инвестиций, в которых она остро нуждается.

Людмила Ананьева и ее партнер по бизнесу, оба инженеры по образованию, вложили в этот проект 1,5 млн рублей собственных сбережений. Для того чтобы получить разрешение на строительство кафе, они собрали 150 подписей различных чиновников. Но за несколько дней до того, как кафе должно было начать работу, районная администрация придралась к одному техническому моменту и на основании этой формальности отменила свое разрешение на строительство, которое она дала два года назад. Бизнесменам приказали вернуть земельный участок и ликвидировать здание кафе.

Глава районной администрации (раньше он работал телохранителем мэра Самары) отказался даже разговаривать с владельцами кафе, не говоря уж о том, чтобы выдать им новое разрешение.

Спустя три года кафе все еще остается закрытым. Партнер Ананьевой по бизнесу нашел себе работу в другом городе, а сама Людмила решила больше никогда в своей жизни не заниматься бизнесом в Самаре.

«Мы хотим через суд получить наши деньги обратно и положить их в банк. Вести бизнес в атмосфере полного беззакония невозможно, – говорит Ананьева. – Нам не нужна помощь властей, пусть они просто не мешают нам».

Таким административным давлением можно объяснить тот факт, что в прошлом году ежегодный прирост инвестиций в экономику Самарской области снизился с 5,1% до 2,6%.

Трудно измерить масштабы вмешательства государства в бизнес, но в последние два года мы видим множество примеров, когда оно становится все активнее. Прежде всего, это ситуация с нефтяной компанией ЮКОС, которую государство разделило на части, а затем перераспределило активы ЮКОСа в пользу бывших сотрудников российских спецслужб, которые утверждают, что они защищают интересы государства.

Дело ЮКОСа привлекло внимание средств массовой информации, но есть еще сотни тысяч подобных «дел», пусть не таких больших по масштабу, на всей территории России, и они остаются незамеченными.

«Все, что происходит в столице, перенимается регионами, – говорит председатель Самарского центра права Николай Гаврилов. – Преследование Михаила Ходорковского продемонстрировало местным властям: если можно сделать это с бизнесменом такого масштаба в Москве, то в регионах можно точно так же поступать в отношении любого человека».

Ананьева и ее партнер по бизнесу еще легко отделались: всего лишь потеряли свои деньги. 54-летняя Мария Воронина, владелица небольшой картинной галереи в центре Самары, чуть не рассталась с жизнью. Галерея, которая открылась в 1992 году, была перестроена из заброшенной столовой. Несколько месяцев назад сюда пришла группа крепких мужчин. «Они начали говорить о том, что хотят открыть здесь казино. Они попросили меня сдать им это помещение в аренду, но я отказалась».

Через несколько недель Воронина узнала, что помещение галереи выставлено на продажу. «Я пошла в офис мэра и заявила свой протест, я сказала им, что буду жаловаться».

В тот вечер Воронина поздно возвращалась домой после консультации с друзьями-юристами. Возле дома ее поджидали трое мужчин, одетых в черное. Один из них приставил к ее голове пистолет, двое других начали ее избивать. Она очнулась несколько часов спустя в луже крови, с тяжелым сотрясением мозга.

«Я думала, что после схватки за собственность начала 90-х годов жизнь стала более спокойной. Но, судя по всему, сегодня происходит новое перераспределение собственности, – говорит Воронина. – Нет уверенности в завтрашнем дне».

На стене, за спиной у Ворониной, висит календарь с изображением Владимира Путина в куртке дзюдоиста. Путин на фотографии выглядит уверенно, сама же Воронина чувствует себя беззащитной и брошенной на произвол судьбы. В 2000 году Воронина голосовала за Путина, но в прошлом году она не пошла на выборы, а сегодня поддерживает Михаила Ходорковского, заключенного в тюрьму оппонента Путина.

«Это человек новой эпохи, он не говорит языком советских времен, – говорит Воронина. – И он достаточно богат для того ,чтобы не воровать».

Аркадий Островский

The Financial Times

Переведено 01 марта 2005

InoPressa.ru

InoPressa.ru

*