Волна массовых выступлений против монетизации идет на убыль. Опросы общественного мнения не фиксируют дальнейшего развития протестных настроений, и уже можно рассуждать о тех изменениях, которые внес в настроения граждан бурный январь.

Политическое сообщество полно слухами о том, что рейтинга президента как базовой конструкции современного государственного строя в России больше не существует. Вопрос важный. В свое время именно сверхвысокий рейтинг Путина стал тем щитом, который прикрыл от народного недовольства политически обанкротившуюся элиту и разложившийся госаппарат, не дал этим двум деструктивным силам растащить страну на части. Забота о высоте рейтинга диктовалась не самовлюбленностью и не патологической тягой к власти, а трезвым пониманием: рейтинг — это политическая стабильность, а стабильность — главное условие выживания России как единого государства.

Очевидно, что президент сейчас перестает лелеять рейтинг, а начинает сознательно использовать его для “продавливания” неприятных, но необходимых преобразований. Но возникает вопрос: на сколько реформ хватит рейтинга?

Некоторые ответы уже есть. Прежде всего: в результате монетизации льгот основное недовольство граждан сконцентрировалось на правительстве и его председателе. Деятельность кабинета министров в январе одобрили чуть более четверти опрошенных (27%), ниже уровень одобрения за последний год опускался только в апреле 2004 г. (26%). 54% опрошенных не одобряют деятельность правительства. Деятельность Михаила Фрадкова на посту премьер-министра одобряют 30% россиян, не одобряют 44%. А ведь еще в декабре 2004 г. баланс оценок его работы был нейтральным. Главные “социальные раздражители” в правительстве — министры экономического блока: Михаил Зурабов (его работу одобряют 21%, не одобряют 57%), Герман Греф (+18%, -50%) и Алексей Кудрин (+23%, -49%).

Но произошло и снижение рейтинга президента Путина. Если в декабре его деятельность на посту президента одобряли 71% россиян, то в январе — уже 65%. При этом среди молодежи и высокообеспеченных слоев уровень поддержки президента не меняется (75% и 77%), в то время как больше недовольных его работой стало среди малообеспеченных, старших возрастных и неадаптированных социальных групп. Раньше многие из этих людей поддерживали президента за целенаправленную политику повышения пенсий, гарантированную выплату их в срок. Монетизация же в том виде, в каком она стартовала в январе, воспринята ими как очередной “отъем денег у населения”: платить за транспорт нужно уже сейчас, а когда подойдут компенсации и на сколько их хватит — большой вопрос. Претензии вызывает не сам принцип “Деньги вместо льгот” — он-то как раз пользуется широкой поддержкой. Но сколько их будет, этих денег?

Сопоставимое снижение рейтинга президента было зафиксировано после Беслана, когда за месяц этот показатель упал с 74% до 68%. Вслед за ним рейтинг немного приподнялся и выровнялся. Понедельные январские измерения показывают, что, потеряв за 20 первых дней месяца около 6% поддержки, рейтинг остановился в своей динамике, найдя новый более или менее стабильный уровень. Так, опрос 6-7 февраля дал значение в 64,3%, опрос 12-13 февраля — 65,1%, опрос 19-20 февраля — вновь 64%.

Мало сказалась монетизация и на рейтинге доверия к Путину. Президент был и остается абсолютным лидером среди российских политиков и по уровню доверия населения, и по показателю положительной оценки его деятельности. В конце февраля его называли в числе политиков, пользующихся наибольшим доверием, 42% (в декабре — 50%).

Интересно, что и в правительстве наиболее авторитетны для россиян те министры, которые подчиняются напрямую президенту, входя в так называемый политический и силовой блоки: Сергей Шойгу (его работу одобряют 78%, не одобряют 10% опрошенных), Сергей Иванов (+54% и -24%), Сергей Лавров (+40% и -20%). Понимая, что правительство лишь частично может нести ответственность за ошибки монетизации, россияне в большинстве своем не считают нужным менять кабинет Фрадкова: лишь каждый пятый опрошенный (22%) готов отправить его в отставку. Еще четверть (26%) поддерживают отставку отдельных министров, а 33% выступают вообще против каких-либо изменений в составе правительства.

Имеет ли смысл на этом фоне рассуждать о тектонических разломах в платформе политического режима, построенного президентом? Политическая проблема, стоящая перед ним, не в народном недоверии и не в грядущей якобы розово-оранжевой революции.

До сих пор, отвечая на вопрос, за кого бы вы проголосовали, случись президентские выборы в ближайшее воскресенье, 50% называют Путина. А если напомнить гражданам, что в 2008 г. по ныне действующему законодательству Владимир Путин не сможет участвовать в выборах, то около 40% откажутся идти голосовать или проголосуют против всех. Голоса оставшихся распределятся между более чем 20 политиками, ни один из которых не наберет больше 6,5%. Так что сегодня основной заботой президента должен быть не собственный рейтинг, а рейтинг его преемника.

Валерий Федоров

02.03.2005, №36 (1318)

Автор — генеральный директор ВЦИОМ

Ведомости

*