Молодые не смеются. На фестивале «Кинотеатр.doс» режиссеры-дебютанты рассказали все, что думают о жизни
Вчера в московском Центре «Дом» раздачей подзорных труб (спецпризов) и показом фильмов-лауреатов завершился первый фестиваль «Кинотеатр.doc». Судя по работам участников этого молодежного кинофорума, в альтернативном кинематографе сегодня в моде жесткий взгляд на мир.
В начале 90-х в тихом полуразрушенном доме на Покровском бульваре московская богема собиралась на просмотр новых хулиганских фильмов 20-летних бунтарей от кино, именовавших себя «параллельщиками». Потягивая пиво, народ тихо посмеивался, когда на экране бомжеватый герой картины Максима Столповского кидал со стены разрушенной бомбежкой крепости кирпич на голову приятелю с радостным криком: «Война окончена! Мы победили!». «Параллельное кино» объединяло молодежь, которая пыталась откреститься от штампов патриотизма советского кино. Кто-то из режиссеров превращал в стеб напыщенный пафос «военного кино». Другие снимали шаржи на советское кино начала века. К примеру, картина «Трактористы-2», к которой писала сценарий юная Рената Литвинова, откровенно пародировала фильм 30-х годов Ивана Пырьева. Смеясь, они расставались с прошлым. Но с закатом перестройки, когда большое «официальное» кино почти прекратили снимать, потребность в параллельном взгляде на историю страны и кино ушла сама собою. Позднее юные бунтари типа Литвиновой превратились в мэтров мейнстрима, чьи работы теперь берут призы на международных фестивалях.
С возрождением отечественного кинематографа и кинопроизводства в 2–3 года потребность в альтернативе вдруг возникла вновь. Но теперь киноандеграунд куда как более серьезен и жесток, чем раньше. Новое поколение интересует странная, почти мистическая жизнь бомжей (как в фильме «Ладони» Артура Аристокисяна) и черно-белая документалистика, основанная на интервью с солдатами, прошедшими чеченскую войну и плен. Подобные ленты (наполовину игровые, наполовину документальные) стали основой для фестиваля «Кинотеатр.doc», который на днях прошел в столице.
На конкурс были присланы около трехсот фильмов. Председатель жюри режиссер знаменитого фильма «Коктебель» Борис Хлебников вместе с критиком Аленой Солнцевой выбрали из них пятьдесят, причем в списке оказались картины, снятые профессионалами и любителями. Особых условий отбора не было, но, как показала представленная программа, теперь в фаворе у молодежи кино жесткое, актуальное, которое противостоит штампам американской политкорректности и новорусскому гламурному глянцу.
Для удобства фестиваль разбили на несколько блоков по темам: «Война», «Женщины», «Работа», «Дом», «Выбор». Одной из самых интересных номинаций оказался «Выбор». В этой категории спецпризы фестиваля получили фильмы о членах национал-большевистской партии Лимонова («Да, смерть» Алены Полуниной), о выдвинувшем свою кандидатуру на выборах мэра рок-музыканте («Внутренний джихад» Никиты Сутырина) и о типичном питерском разгильдяе («Хороший парень» Митяя Слесарчука). В блоке «Работа» был отмечен десятиминутный «Шторм» Николая Хомерики: двое человек на берегу ждут погибшего во время шторма отца и мужа, только чтобы опознать труп. В этот же блок попала история о социальном работнике из Бруклина, ухаживающем за впавшим в маразм стариком («Санитар» Юрия Лонкова). Интрига картины в том, что эмигрант, вынужденный подрабатывать сиделкой, не пытается показать себя сострадательным и умильным. Старик выполняет его четкие указания военного командира. Этот фильм получил одну из главных наград жюри в номинации «За честный взгляд». Впрочем, как заявили организаторы фестиваля: «У нас все места первые».
В список лауреатов попали также киноанекдоты: восьмиминутный «Подарок» Максима Браматкина (номинация «За лучший дебют») и трехминутный «Lizhnu!!!» Виталия Шепелева. Жюри оценило умение авторов уложить целую историю в несколько минут. Документальный фильм об учителе-сталинисте, специфическим образом воспитывающем своих учеников, при этом несколько раз получавшем премию «Учитель года» («Дорогой Маркович» Виталия Брынцева), получил приз зрительских симпатий. На фестиваль собралась такая аудитория, которую обычно не встретишь на голливудских или новорусских премьерах. Как признался «Новым Известиям» один из организаторов смотра, если сейчас наш большой кинематограф строят бывшие рекламщики, то года через два придет поколение этого фестиваля. Те, кому претит наводить глянец на современную жизнь. Итог всего смотра подвел кинокритик Даниил Дондурей. Он оценил просмотренные фильмы как «слабые, но живые» и заявил, что нынче у всего российского кинематографа имеются проблемы с пониманием реальности. Лучшее, что, по его мнению, стоит делать в такой ситуации, – «снимать зоны цензуры и заниматься образованием».
ИЛЬМИРА БОЛОТЯН
«Новые Известия»
02.03.05
среда
*