В ныне существующих книгах по закону Божию можно встретить такое толкование:»Святители — епископы или архиереи, угодившие Богу своею праведною жизнью». И здесь же обязательно добавляется: «Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются вселенскими учителями, то есть учителями всей христианской Церкви.»

…В Константинополе шли горячие споры о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение. Одна часть людей превозносила святителя Василия , другая стояла за Григория Богослова , третья почитала святителя Иоанна Златоуста. Раздоры дошли до того, что одни стали называть себя василианами, другие — григорианами, третьи — иоаннитами. Предание гласит, что в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти. Так появился этот праздник.

Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, родился около 330 г. Он происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и ревностью христианской веры. В семье было десять человек детей, пятеро из них были потом причислены к лику святых. Первоначальное образование Василий получил под руководством отца, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом.

Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский, родился в христианской семье знатного рода, в 329 году, в Арианзе. Отец его (впоследствии прославленный как святитель Григорий Назианзийский) был епископом города Назианза. По преданию, сын почтенных родителей родился после после того, как мать, будущая св. Нонна, дала обет посвятить первенца Богу. С малых лет маленький Григорий проявлял невиданное рвение к изучению писаний.

В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Позже Василий Великий, перешел в школы Константинополя, а затем отправился в Афины — центр классического просвещения. Возвратившись в Кесарию, некоторое время преподавал риторику. Но вскоре вступил на путь аскетической жизни: раздав имущество бедным, он поселился на берегу реки, собрав вокруг себя иноков в общежитие. Затем к другу от городской жизни удалился и Григорий. Святые Василий и Григорий подвизались в строгом воздержании: в жилище их, без кровли, не было очага, пища была самой скудной. В уединении они усиленно занимались изучением Священного Писания по руководствам древнейших толкователей и, в частности, Оригена, из произведений которого они составили сборник «Филокалия» (Добротолюбие). В то же время Василий Великий по просьбе иноков написал сборник правил нравственной жизни. Своим примером и проповедями святитель Василий Великий содействовал духовному подъёму христиан Каппадокии и Понта, образовывались новые мужские и женские монастыри.

В царствование Констанция (337 — 361) распространилось лжеучение Ария, и Церковь призвала к служению обоих святителей. Василия вынуждают вернуться в Кесарию. В 362 году он был рукоположен в диакона, а в 364 году, посвящен в сан пресвитера. Но затем, чтобы не вызвать церковного разделения, он вновь удалился в пустыню и занялся устройством монастырей.

С приходом к власти императора Валента для христианства наступают тяжелые времена, Василия вновь призывают в столицу и передают ему, как наиболее достойному и учёному, церковное правление. В эти тяжелые времена святой Василий поддерживает православных, утверждая их веру, призывая к мужеству и терпению.

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, родился в Антиохии ок. 347 года, в семье военачальника, и также, как Василий и Григорий, рано приступил к изучению Писания и творений св. отцов. Только в 381 году, после четырех лет пустыннического жительства под руководством опытных наставников ( в это время им написаны три книги «Против вооружающихся на ищущих монашества» и сочинение «Сравнение инока с царем»), он был посвящён во диакона. Последующие годы были посвящены работе над новыми богословскими творениями. В 386 году на Иоанна возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар богодохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст».

По смерти Константинопольского патриарха Валента в 378 году, Антиохийский Собор пригласил святителя Григория помочь Константинопольской Церкви, которая в то время более чем какая-либо другая была опустошена еретиками. Получив согласие святителя Василия Великого, святитель Григорий прибыл в Константинополь на Патриарший престол.

1 января 379 года в возрасте 49 лет преставился святитель Василий. Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения рано истощили силы святителя. По преставлении святого Василия Церковь тотчас стала праздновать его память.

В 381 году на Втором Вселенском Соборе святитель Григорий был утвержден в сане Константинопольского Патриарха. Впоследствии он оставил престол, пожертвовав собой для мира церкви. В Арианзе, не оставляя пустыни, святитель с ревностью к истине Христовой утверждал Православие своими письмами и стихами.

В 397 году, по преставлении Константинопольского архиепископа Нектария, преемника святителя Григория Богослова, святитель Иоанн был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру. Знать поняла, что «просчиталась»: со всем рвением Иоанн обличал пороки людей, не считаясь с их сословной принадлежностью. «Доставалось» и царскому двору. В 404 г. состоялся неправедный (незаконный) собор, постановивший изгнать святого Иоанна. Летописи свидетельствуют, что по удалении его из столицы, пожар обратил в пепел храм Святой Софии и здание сената. Перепуганная царица велела срочно возвратить подвижника обратно, однако вскоре последовало новое изгнание. В изгнании истощенный болезнями святитель в сопровождении конвоя три месяца совершал свой последний переход. У склепа святого Василиска вселенский святитель со словами «Слава Богу за всё!» отошел к Господу 14 сентября 407 года. Святые мощи Иоанна Златоуста торжественно были перенесены в Константинополь в 438 году.

Значение трех святителей для православной церкви невозможно переоценить. Учения этих святых отцов признаны образцом святоотеческого богословия, а жизнь -примером служения церкви Христовой.

*