Сегодня в администрации Самарской области состоялось очередное заседание губернского правительства. Главным вопросом повестки дня стал вопрос о мерах по реализации на территории нашего региона федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Федеральный закон начнёт действовать с 1 января 2006 года. Как отметила заместитель министра экономики Самарской области Наталья Евтеева, на данный момент перед областью стоит задача по установлению границ новых муниципальных образований и определению их статуса (городского поселения, сельского поселения, городского округа, муниципального района), причём данный вопрос должен быть решён до начала 2005 года.

Проблема состоит не только в новизне и сложности положений закона, о чём, в свою очередь, глава г. Жигулёвска Николай Балахонов отозвался так: «Читаешь закон в первый раз – всё понятно, после пятого раза – ничего не понятно!» Трудности придётся преодолевать специалистам администрации при решении вопросов о границах, которые в ряде случаев выливаются в серьёзные территориальные споры. Спорят о своих границах Тольятти и Ставропольский район, Сызранский район и Сызрань, Чапаевск и Безенчукский район. О желании значительно изменить свои границы и присоединить к своей территории часть земель Борского, Нефтегорского и Кинельского района заявила администрация Богатовского района, а предложения Кинельского района по распределению статусов и «переделе» земель в докладе были названы «революционными». Ряд районов намерен отстаивать перенесение своих администраций из нынешних райцентров. Судя по всему, только картографические работы обойдутся губернской казне в 4,2 млн. руб.: по графику, они должны быть выполнены к октябрю сего года. Работа по определению статуса и уточнению границ начнутся с 12 февраля 2003 года.

В результате даже самых обоснованных нововведений в области появятся 324 новых образования с полным набором властных структур. По мнению Натальи Евтеевой, полностью осознают последствия своих предложений только власти Клявлинского района, объясняющие, что в случае придания 6 сёлам района статус поселений, они «окончательно захиреют»: любое муниципальное образование, созданное в результате реформ, должно обладать достаточной имущественной и финансовой обеспеченностью, чтобы не только содержать многочисленный штат управленцев, но и обеспечивать возможность этому штату исполнять прямые обязанности – решать проблемы населения. Собственные доходы в бюджетах большой части ныне существующих образований не составляют и 50% — в их числе города Чапаевск и Октябрьск. Как подчеркнула заместитель министра финансов Елена Зябкина, по статистике, зарплата, к примеру, депутатов законодательного органа обычно составляет не более 2% всех затрат на содержание этой структуры. В связи с перестройкой муниципальной системы предстоит перераспределить налоговые доходы, система финансовых потоков будет усложнена. Следует отметить, что на передачу финансового обеспечения с федерального уровня, по букве федерального закона, участники сегодняшнего заседания призвали не надеяться.

До 1 ноября 2006 года на областном уровне предстоит привести в соответствие новому законодательству Устав, бюджетное законодательство Самарской области, а также обеспечить передачу с областного на муниципальный уровень имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения. Чёткий график последовательности работ по проведению подготовительного этапа в области было решено оформить отдельным постановлением губернского правительства.

*