Ольга Романова. "Страна чудес: Никого не жалко, никого". Именно героический премьер раскрыл президенту глаза на нехороших милиционеров.
Одномоментная отставка сразу шестерых заместителей министра внутренних дел взбудоражила экспертов и заинтересованных наблюдателей. Оно и понятно, на нашем полном политическом безрыбье и безвременье, когда открытие консалтинговой компании экс-премьером и действующим красавцем мужчиной может быть сочтено событием, имеющим далеко идущие последствия, любое увольнение, а уж тем более такое массовое, выглядит сенсацией. Из которой делают только один вывод: началось.
Это действительно первая масштабная отставка питерских силовиков. Причем указ об освобождении от должностей подписал лично В. В. Путин, он был немедленно опубликован в “Российской газете”, а многие отставники именно из газеты и узнали о своей горькой судьбине. Не ждали. Сергей Веревкин-Рохальский 30 лет служил в КГБ-ФСБ, лично знаком и с “самим”, и с другими важными фигурантами новейшей истории России и был отправлен на укрепление пострушайловского МВД в ранге главного куратора экономических и налоговых преступлений. Он был доверенным лицом, с одной стороны, и главным пугалом для бизнес-сообщества — с другой. Еще два уже бывших зама, Виталий Мозяков и Евгений Соловьев, вы не поверите — питерские. Мозяков учился на юрфаке Ленинградского университета вместе сами знаете с кем, а Соловьев при Путине — директоре ФСБ был сначала начальником управления кадров Лубянки, а потом замдиректора. Или вот Сергей Щадрин, главный расследователь декабрьских событий в башкирском Благовещенске, когда от местных милиционеров пострадало порядка тысячи жителей города. Именно Щадрин, едва ли не лично разогнав пикет протестующих — недобитых битых, — пришел к выводу, что деятельность местной милиции не заслуживает замечаний.
Как поет Шнур в фильме “Бумер” из жизни потенциальных клиентов отставленных милиционеров: “…никого не жалко, никого…”
Конечно, публике рассказали, что понедельничные отставки связаны исключительно с реорганизацией МВД. Жаль, что никто не додумался сказать, что отставки были связаны с резкой критикой милицейского ведомства доныне тишайшим М. Е. Фрадковым на позапрошлой неделе. Тогда премьер неожиданно резко обрушился на милиционеров на расширенной коллегии МВД, упомянул коррупцию, “оборотней в погонах” и преступления милиционеров, стукнул пухлым кулачком по столу и гордо удалился. Все тут же вспомнили, что Фрадков мог бы ограничиться публичным пинанием непосредственного подчиненного Михаила Зурабова, а к милицейским премьеру лезть не резон — они подчиняются непосредственно президенту, не премьерская это епархия. Но все тактично промолчали, а вчера выяснилось, что Фрадков вовсе не так прост, как хотелось бы. На позапрошлой неделе он знал, что и где начнется. А Щадрин или Веревкин-Рохальский не знали.
Фрадков мог бы промолчать, ему было вовсе не обязательно выступать на коллегии МВД. Но он пришел и не стал молчать. И получилось, что именно героический премьер раскрыл Путину глаза на нехороших милиционеров. Путин увидел, ужаснулся и уволил. Вот такой у нас премьер, почти готовый кандидат куда угодно. Разметал милиционеров — и даже чекистов — как Тузик грелку. Хотя, конечно, он и не такой красавец, как премьер предыдущий. Похоже, их готовят к встрече на ринге — поближе к 2008-му.
Ольга Романова
01.03.2005, №35 (1317)
Автор — обозреватель телеканала Ren TV
*