* Энергия молодежи в политическом русле

    * Личная жизнь министра обороны

    * Народ привыкает к монетизации

Опричники против джедаев

Российская пресса пристально следит за активизацией молодежных организаций и энергией, с которым включились в борьбу за юные умы и души различные силы, действующие сегодня на политическом поле России.

«В конце минувшей недели о своем намерении взять под контроль энергию молодежи заявили полярные политические силы, — замечают «Новые известия».

«Непоротое поколение с обостренным чувством справедливости и неразвитым инстинктом самосохранения», по выражению газеты, «валом валит» в ряды политически аганжированных молодежных организаций.

«После последних президентских выборов выросла стена. Россия разделилась. С одной стороны, административный ресурс и полицейские дубинки «Единой России», с другой — дезорганизованное и деморализованное гражданское общество, — говорит в интервью «Новой газете» Илья Яшин, лидер «Молодежного «Яблока».

«Немногие в России сегодня имеют смелость встать напротив Владимира Путина. Встать и сказать: «Я против!» — это поступок, это акт гражданского неповиновения. Но именно с этих простых слов и начинается освобождение разума… В России наступает время рыцарей. Наше время», — продолжает Яшин.

Ему 21 год. Тем не менее, в партии он уже четыре года. Последний год Яшин с товарищами потратил на то, чтобы протест сделать предельно лаконичным и зрелищным. Так получается злее и эффективнее. На январской акции против отмены отсрочек от армии на морозе он побрил голову наголо перед министерством обороны.

Среди наиболее нашумевших акций движения — митинг в сентябре прошлого года возле здания генпрокуратуры против антиконституционной политики Путина. У митингующих в руках были плакаты с изображением Путина в образе Гитлера.

В октябре состоялся митинг перед посольством Белоруссии. Против антинародного режима Лукашенко выступали под лозунгом «Долой последнего дурака Европы».

Юные «яблочники» готовы объединяться с другими радикальными молодежными организациями с тем, чтобы, по выражению Яшина, «создать эстетику студенческого протеста, взрастить джедаев гражданского сопротивления».

«Это должна быть эстетика студенческих бунтов во Франции 1960-х годов, эстетика югославского «Отпора», грузинской «Кмары»… — заявил лидер «зеленого «Яблока» газете «Московский комсомолец». — Мы сейчас пытаемся организовать общероссийское протестное движение. Ведем переговоры с разными политическими и неполитическими организациями. Вот мы узнали, что появились «Идущие без Путина». Их совсем немного, но нам они интересны».

По мнению Яшина, у протестного молодежного движения есть серьезные перспективы. «Нужно просто всех собрать. Искру поддержать. Мы в марте первый съезд проводим. Будем думать, как дальше работать», — говорит он.

Яшин рассказал газете о своем участии в засекреченном мероприятии активистов движения «Идущие вместе», куда он проник нелегально. «Тактическим учениям» в подмосковном доме отдыха предшествовала публикация в газете «Коммерсант» о том, что в недрах кремлевской администрации вынашивается новый молодежный проект под условным названием «Наши».

По замыслу Кремля, «Наши» должны заявить о себе в полную силу ближе к думским выборам 2007 года. По рассказам Яшина, сборы готовились в условиях строжайшей секретности.

Яшин проник туда вместе с корреспондентом газеты «Коммерсант». Почти полдня притворялись, пока их не вычислили приехавшие в «Сенеж» начальники «Идущих». Дело закончилось тем, что пятеро крепких парней выдворили Яшина за территорию дома отдыха, «уложили в сугроб и обработали с помощью нижних конечностей».

«Евразийский союз молодежи», или ЕСМ — третья по счету новоявленная молодежная структура, появившейся за последние дни. И вот как выглядит ее «катехизис», цитируемый «Московским комсомольцем»: «Сегодняшняя Россия — Россия-1 — бледная немочь, карикатура на то государство, то общество, которые только еще предстоит построить. Предстоит построить нам. Это Россия недоразумения, полумер, коррупции и распада. Это развалины империи — без идеи, силы, энергии, искры. Но и на эти осколки посягает злостный американский враг. Он уже формирует завязь России-2, «Оранжевой России», с бухгалтером-президентом, возвращением паленых олигархов, финальным распадом на части. Россия-2 хочет добить Россию-1. Чтобы России не стало вообще».

«ЕСМ — молодежное крыло «Международного евразийского движения», созданного теоретиком евразийства, философом Александром Дугиным. Идейная база та же, что и у «старших» евразийцев, но с поправкой на юношеский максимализм и романтизм в духе раннего Максима Горького и позднего Виктора Цоя», — поясняет в простоте суть движения «Московский комсомолец».

Итак, в наличии: антиамериканизм («это империя Нового Карфагена, где царствует убийца Молох»), патриотизм («в крови нашей растворены наши мертвые, созидавшие древние империи Евразии»), радикализм («мы пришли, чтобы провозгласить эпоху Великой Чистки»). В «идущих вместе», «яблочниках» и «лимоновцах» молодые дугинцы видят представителей, соответственно, «серой» России-1 и «оранжевой» России-2.

«У младо-евразийцев, собравшихся в субботу в Александровской слободе — резиденции Ивана Грозного, — другие герои. Например, тот же грозный царь, описывает происходящее «Московский комсомолец». Сам съезд евразийского комсомола был обставлен весьма эффектно. Три сотни молодых людей выехали в Александров Владимирской области, дабы «подышать тем воздухом, которым дышали опричники».

Участники съезда выступали в музейном зале, где некогда жил, трудился и молился царь Иоанн Васильевич и под чьими палатами белокаменными, кстати, располагались пыточные камеры Малюты Скуратова. Фоном для выступавших служил экран, на котором — правда, без звука — демонстрировался шедевр Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Картину дополняли трон первого русского царя, а также бердыши, пищали и рогатины на музейных стендах.

Таким образом, подытоживают «Новые известия», в конце минувшей недели заявили о своих претензиях на контроль над молодежной энергией основные идеологические силы предвыборного сезона 2008: «оранжевые» революционеры, прокремлевские контрреволюционеры «нашисты» и радикальные «империалисты». И очень может быть, что на улицах российских городов скоро будут идти битвы не только между футбольными фанатами, но и между молодыми штурмовиками разных окрасов, заключает газета.

Скромное обаяние министра обороны

«Московский комсомолец» публикует необычно откровенное интервью с министром обороны России Сергеем Ивановым, в котором он впервые согласился раскрыть доселе неизвестные подробности его личной жизни.

Договоренность была такая: «только личное: семья, детство, привычки, свободное время, любимые и нелюбимые книги и блюда… Не будет вопросов, которые обычно ему стараются задать: о переходе на контракт, обеспечении военнослужащих жильем, выборах 2008 года и дружеских отношениях с президентом».

Верный слову, министр обороны рассказал о себе много такого, чего никогда не рассказывал. Например, в детстве он мечтал стать моряком, впервые напился пьяным в 13 лет, ненавидит вареную морковку, а кот у него весит восемь килограммов.

Говоря о личных пристрастиях, Иванов признался: «Люблю порядок. Предсказуемость. Люблю, чтоб вещи лежали на своих местах. Про детей люблю знать, где они находятся, — хотя они уже не дети, конечно, а взрослые мужики».

Несмотря на готовность министра поведать некоторые семейные тайны, он категорически отказался назвать имя и место работы своей супруги: «У нас довольно необычная для российского руководства семья. Моя жена работает. Там, где она работает, никто не знает, что она моя жена. Если узнают, она моментально уволится — у нас такая договоренность».

По телевизору министр смотрит в основном новости и спорт. «Всякое «мыло» мне претит. О нашем шоу-бизнесе кто-то верно сказал, что у нас нет ни шоу, ни бизнеса».

Что касается печати, придерживается принципа профессора Преображенского: не читать советских газет. «По крайней мере перед обедом. Мне готовят дайджест — подборку статей по армейской тематике. Утром по дороге на работу я их просматриваю».

По мнению Иванова, отечественная журналистика начала развиваться сравнительно недавно, и она еще не переболела всеми болезнями роста. Во-вторых, он считает, что «у нас в стране нет независимой прессы. Это не значит, что нет талантливых журналистов, они есть. Но их талант используется в интересах хозяев газет. А люди — особенно пожилые — газетам верят».

На просьбу в двух словах описать образ жизни министра обороны, Иванов отвечает: «Машина, кресло, лифт, телефон. Никакой личной жизни. Ты все время должен быть на связи. Свободного времени нет… Весь отдых в воскресенье сводится к тому, что днем я могу поспать, а вечером — почитать книжку. Я люблю читать, но времени нет. Почитаешь пять страниц перед сном — и все».

Народ смирился?

Росияне понемногу привыкают к материализации льгот, и протестный запал, охвативший страну в первые недели нового года, постепенно выдыхается.

Во всяком случае так утверждают российские социологи, проанализировавшие результаты последних опросов общественного мнения. «Время новостей» и ряд других газет цитируют данные опросов, проведенных фондом «Общественное мнение», и Аналитическим центром Юрия Левады.

По мнению аналитиков фонда «Общественное мнение», «пик недовольства российских граждан по поводу реформирования системы социальных льгот остался позади». Негативных отзывов о реформе с каждой неделей становится меньше, а всего за последний месяц количество недовольных в стране сократилось с 53% до 43%. Социологи признают, что в целом в обществе преобладает все же отрицательное отношение к монетизации.

Однако соотношение позитивных и негативных оценок реформы (32% респондентов против 43%) вернулось на уровень лета 2004 года, когда обсуждались лишь гипотетические последствия монетизации, а не ее издержки, с которыми льготники столкнулись в первые дни 2005-го.

Тенденцию к умиротворению показывают и результаты последних опросов, проведенных Аналитическим центром Юрия Левады. Согласно подсчетам социологов этой службы, в феврале решение о замене льгот денежными выплатами поддержали уже 42% россиян, в то время как в январе сторонников реформы было не более 33%. Уже 24% респондентов (а не 18%, как в прошлом месяце) сегодня считают, что это приведет к улучшению материального положения самых обездоленных слоев населения. Доля же непримиримых противников монетизации за месяц сократилась с 57 до 47%.

Примечательно, впрочем, что общее потепление в отношении россиян к самой заметной социальной реформе последних лет совершенно не сказывается на их отношении к чиновникам, разрабатывавшим монетизацию и отвечающим за ее реализацию. По утверждению аналитиков центра Юрия Левады, люди не изменили своего мнения о том, кто виноват в обострении ситуации в январе 2005-го.

Среди опрошенных 37% возлагают ответственность на правительство, 22% — на президента Владимира Путина, 16 % — на отдельных министров и в первую очередь, естественно, на Михаила Зурабова. Депутатам Госдумы, сначала хором голосовавшим за пресловутый федеральный закон №122, а после нового года обрушившимся с критикой на Белый дом, досталась лишь малая толика народного гнева — их винят в социальных издержках монетизации всего 11% опрошенных.

Обзор подготовила Наташа Ваульс,

Служба мониторинга Би-би-си

01 марта 2005 г., 02:50 GMT 05:50 MCK

Би-би-си

*