Вчера депутаты Мосгордумы обсуждали необходимость ужесточения требований к содержанию рекламных билбордов на столичных улицах. По их мнению, операторов рынка наружной рекламы необходимо штрафовать за размещение плакатов с бранными словами и «изображением половых органов, непристойных жестов и поз». Участники рекламного рынка уверены, что с рекламой, которая дразнит потребителя двусмысленными словами, «не справится никакой закон».

Вчера на заседании комиссии Мосгордумы по социальной политике был представлен проект закона «Об основных культурно-этических требованиях к наружной рекламе и художественному оформлению в Москве». Как заявил его автор депутат Михаил Москвин-Тарханов, «реклама в городе – вопрос наш и мы можем его регулировать». Суть нового закона проста: в Москве не должны появляться рекламные билборды, содержащие «изображения с частичным или полным обнажением половых органов, непристойных жестов и поз», «бранные слова» и «несоответствия правилам русского языка».

Обсуждение было бурным. Основные словесные баталии развернулись вокруг того, какую позу стоит считать непристойной и какое ведомство должно определять степень приличия столичных билбордов. «Вот я видел плакат, на котором двое мужчин в плавках, а у одного из них рука на бедре другого и даже ниже. Это неприлично или нет?» – поинтересовался депутат Евгений Герасимов. Господин Москвин-Тарханов заявил, что «это вопрос тонкий», и предложил действовать «как в Голливуде»: «Там собирают консилиум из 50-летних дам, и они уже решают, есть неприличные намеки в картине или нет». «Может, стоит прописать в законе, кто будет определять неприличные позы, комиссия из бабушек или еще кто?» – предложил депутат Виталий Ковалевский. В итоге законодатели поддержали идею депутата Людмилы Стебенковой, предложившей создать «экспертный совет по нравственности» и поручить ему эту деликатную миссию. Как заявил господин Москвин-Тарханов, нарушителями рекламной этики следует считать «тех, кто ее (рекламу.–Ъ) размещает» (то есть операторов рынка наружной рекламы.–Ъ). Дальше всех в обсуждении запретов продвинулись депутат Михаил Антонцев, который предложил штрафовать операторов рынка наружной рекламы (не уточнив, правда, размеров штрафов), и господин Ковалевский, который предложил наказывать рекламщиков за «глумление над образом человека». Законодатели поддержали и эти идеи, договорившись вскоре вынести «рекламный» законопроект на заседание Мосгордумы.

В Федеральной антимонопольной службе (ФАС), которая следит за соблюдением законодательства в области рекламы, Ъ заверили, что вопросы этики «подробно описываются в законе «О рекламе»». «Если депутаты примут документ, противоречащий федеральному законодательству о рекламе, их действия могут быть опротестованы в судебном порядке»,– предупредил начальник управления по контролю и надзору за соблюдением рекламного законодательства ФАС Сергей Котов.

Участники рынка наружной рекламы соглашаются с ФАС и указывают на неэффективность подобных запретов. «Вопросы этики в рекламе и сейчас регулируются соответствующими нормами закона,– утверждает гендиректор крупнейшего оператора наружной рекламы News Outdoor–Russia Сергей Железняк.– Другое дело, что создатели рекламы часто используют так называемые тизеры – рекламу, которая дразнит потребителя при помощи двусмысленно понимаемых слов. С тизерами не справится никакой закон, эффективно решать такие вопросы сможет только саморегулируемая организация».

Участники рынка указывают, что многие компании сами ужесточили требования к содержанию своих билбордов. По словам господина Железняка, его компания «требует, чтобы рекламодатели предоставляли макет рекламного сообщения: Если его содержание не соответствует нашим представлениям о нормах морали, мы отказываемся от размещения такого постера». В этом журналисты Ъ смогли убедиться и сами, когда недавно News Outdoor отказал ИД «Коммерсантъ» в размещении его новых билбордов со слоганом «Был бы Коммерсантъ, а статья найдется».

АЛЕКСАНДР Ъ-ВОРОНОВ, ТИМУР Ъ-БОРДЮГ

№ 35 (№ 3119) от 01.03.2005, ВТ

"Коммерсантъ"

*