Если раньше он призывал всех поголовно стать свободными гражданами свободной страны, то ныне речь идет о необходимости адаптировать демократические ценности к отечественной действительности. Давая интервью словацким журналистам накануне братиславского саммита, Владимир Путин прямо так и сказал: «Разумеется, основополагающие принципы демократии, институты демократии должны быть адаптированы к реалиям сегодняшней российской жизни, к нашим традициям и к истории. И это мы сделаем сами». При этом он почему-то вспомнил африканского диктатора-людоеда Бокассу.

Конечно, до употребления в пищу мяса политических оппонентов у нас дело пока не дошло, но зато уже освоены некоторые методы «адаптированной демократии»: разграбление и отправка за решетку олигарха по обвинению в нарушении общих правил разворовывания страны; «профилактирование» федеральной и региональных элит по поводу общения с фрондирующей оппозицией; концентрация в одних – и мы знаем каких – руках наиболее влиятельных телеканалов; ужесточение правил проведения референдумов, выборов, демонстраций, создания политических партий, функционирования СМИ; силовые зачистки сел, городов, а то и целых правовых пространств, как это стало с законодательством о льготах. Цель подобного «адаптирования» – не научить Россию жить в условиях демократии, как того добивались поздний Горбачев и ранний Ельцин, а, наоборот, приучить демократию жить по российским традициям самодержавия. Только не надо потом удивляться: «Если в постсоветских странах демократия не работает – как кто-то считает, – зачем тогда ее туда внедрять? А если мы туда ее внедряем – эти принципы демократии, – тогда зачем там революции?»

Главная задача власти сегодня – найти для каждой новой прорехи на рубище демократии благопристойное объяснение. Даже такую откровенно унитарно-автократическую новеллу, как отмена прямых губернаторских выборов, можно, оказывается, интерпретировать как… российский аналог американских президентских выборов. Наш президент так прямо и сказал на совместной с Джорджем Бушем пресс-конференции: «Руководители регионов… представляются для голосования в региональные парламенты, которые избираются прямым тайным голосованием населения. Это по сути система выборщиков, которая с успехом применяется в самих Соединенных Штатах на общенациональном уровне. И не считается недемократической». Правда, в Америке члены коллегии выборщиков голосуют не за навязанного им сверху кандидата, а за того, кому отдали свои голоса рядовые избиратели. Но в одном сходство несомненно – по обе стороны Атлантики голосование выборщиков – сущая формальность.

Что приятно, так это наивная (или все-таки наигранная?) вера американского президента в то, что его российский коллега такой же рубаха-парень, как и он сам: «А он такой человек, который если говорит «да», то это «да», а «нет» – это «нет». Откуда ему знать, что в старом фильме «Подвиг разведчика» тоже был такой герой – когда гитлеровцы провозглашали тост за победу, он многозначительно добавлял: «За нашу победу!» Так и в Братиславе: оба лидера клялись в верности демократии, но каждый понимал это по-своему.

В результате все получили по заслугам. Путин получил аплодисменты Буша «за то, как он управляет страной в эпоху перемен». Буш получил приз «Золотая малина» за худшую мужскую роль в кино. Нам же уготована «Адаптированная демократия», учебник для первого класса.

Автор – министр печати РФ /1992–93 гг./,

секретарь Союза журналистов России.

«Новые Известия»

01.03.05

вторник

«Новые Известия»

***