5 марта в Самарском академическом театре оперы и балета состоится бенефис народного артиста России, лауреата международных конкурсов, ведущего солиста Самарского академического театра оперы и балета Анатолия Пономаренко.

Юбилейный Бенефис — это не подведение итогов, но этап на творческом пути артиста. Артист исполнит несколько партий и сыграет фрагменты идущих и шедших когда-то спектаклей театра, придут поздравить коллеги, друзья и поклонники, но это будет только малая часть того, что накопил и заслужил поистине Народный Артист.

Самара полюбила блестящего певца и замечательного артиста Анатолия Пономаренко сразу и вот уже более тридцати лет эта любовь не только не проходит, но становится больше и крепче. Он приехал к нам в 1971 году, окончив Киевскую консерваторию и дважды завоевав звание лауреата в конкурсах вокалистов. С тех пор трудно представить себе музыкальную, театральную и вообще культурную жизнь нашего города без участия в ней народного артиста России, лауреата многих международных и Всесоюзного (ныне тоже международного) конкурса им. М.И. Глинки, профессора, многократного члена жюри всяческих конкурсов, члена художественного совета театра и т.п. Анатолия Пономаренко.

Можно описать биографию артиста, можно назвать его роли-партии, можно перечислить статьи, в которых о нем пишут, чтобы получить представление о его творческом пути, но в случае с Анатолием Пономаренко все это займет очень много места и времени. Коротким в его жизни было только одно — запись в трудовой книжке: Куйбышевский, потом Куйбышевский академический, потом — Самарский академический театр оперы и балета. Хотя знают его далеко за пределами нашего города и даже нашей страны. И это не только участие в фестивалях: в Киеве, в Минске, в Рио-де-Жанейро, в Варне и т.д. Наверное, нет ни одной оперной сцены бывшего Советского Союза, где бы он не спел Грязного в «Царской невесте» Н.А. Римского-Корсакова, до сих пор остающейся одной из самых любимых его партий. Князь Игорь, Онегин, Демон, Фигаро («Севильский цирюльник»), Риголетто, Жермон («Травиата»), Эскамильо («Кармен»), Краун («Порги и Бесс»), Босуэлд («Мария Стюарт»), Гамлет, Макбет, Скарпиа («Тоска») и многие другие партии, спетые и сыгранные Анатолием Пономаренко покорили не только самарцев, но московских, ленинградских, минских, киевских, сибирских, уральских и т.д. слушателей-зрителей.

Причиной успеха артиста стало не только то, что дала ему природа: роскошный голос, которому подвластны были и баритональные и басовые партии, актерский талант, яркую сценическую внешность и мощную актерскую заразительность; но великолепная, школа, подкрепленная огромным трудолюбием; крепкий характер, ориентированный на созидательность, высокий личностный потенциал. С ним трудно не считаться, его невозможно игнорировать. Поэтому, не прекращая актерской деятельности, он избирался председателем правления Куйбышевской организации Всесоюзного театрального общества, стал профессором Самарского Государственного педагогического университета, стал режиссером в своем родном театре: поставил шесть спектаклей и вводит молодых и новых солистов в уже идущие спектакли.

*