Поперек взлетной полосы. ФАС выступила против создания единого авиахолдинга
(«ВН»). Руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев вчера раскритиковал идею слияния российской авиастроительной промышленности в одну компанию. Всего двумя днями раньше эта идея была поддержана Владимиром Путиным на выездном заседании Государственного совета в подмосковном Жуковском. Президент назвал это «окончательным решением» и поручил правительству подготовить указ о создании такой компании. Вчера г-н Артемьев заявил, что возглавляемая им ФАС никогда не сможет положительно относиться к созданию подобных холдингов.
Кроме того, он высказал мнение, что действия по организации авиастроительной компании могут быть оспорены в Конституционном суде России.
Концепция создания Объединенной авиастроительной компании (ОАК) была разработана в Минпромэнерго. Две недели назад глава этого ведомства Виктор Христенко доложил ее президенту Путину. 22 февраля концепция была одобрена на заседании президиума Госсовета под председательством президента. Согласно концепции, ОАК (или, как она еще именуется в некоторых подготовительных документах, ЕНАК — Единая национальная авиастроительная компания) должна быть организована к концу 2006 года путем слияния активов всех основных предприятий российского авиапрома — как приватизированных, так и оставшихся под контролем государства. В компании будут объединены ведущие разработчики и производители военной (РСК «МиГ», АХК «Сухой», «Иркут») и гражданской (ОАО «Туполев», корпорация «Ильюшин») авиатехники, которые сейчас конкурируют друг с другом в различных нишах авиационного рынка. В результате должна получиться структура, управляемая из одного центра, с преобладанием государственного капитала (по оценке г-на Христенко, не менее 60—70%). Правительство ставит перед ОАК задачу к 2015 году потеснить зарубежных конкурентов, отвоевав у них не менее 10% мирового рынка авиатехники.
По мнению г-на Артемьева, передает Интерфакс, гораздо раньше этой даты компания может стать предметом разбирательств в отечественных судах. Он напомнил, что «в Конституции прописаны слова «конкуренция» и «экономическая свобода». Если какая-либо структура будет создана не конституционно, всегда есть Конституционный суд, в котором можно оспорить ее создание, заявил глава ФАС.
С антимонопольной точки зрения г-н Артемьев раскритиковал именно то, что разработчики концепции ОАК считают принципиальным достоинством своей идеи: устранение внутренней конкуренции между российскими предприятиями ради совместного участия их в соревновании с иностранными конкурентами. «У нас никогда не будет положительного отношения к созданию подобных холдингов, на то мы и антимонопольный орган», — сказал глава ФАС. Г-н Артемьев призвал «критически рассмотреть обоснование создания этого холдинга, заключающееся в том, что в результате Россия выиграет конкурентную борьбу на мировом рынке». Он подчеркнул, что ОАК автоматически станет монополией в рамках России. «Если мы создаем единый авиастроительный холдинг, который на мировом рынке будет иметь долю в 10%, то это не является доминированием. Но если посмотреть на эту ситуацию в границах внутреннего рынка, его доля будет стопроцентной», — констатировал г-н Артемьев.
И.о. президента корпорации «Иркут» Валерий Безверхих, которому на заседании Госсовета было поручено возглавить подготовительную работу по созданию ОАК, вчера так прокомментировал заявление главы ФАС: «Бессмысленно рассуждать о монополизме на внутреннем российском рынке авиатехники, поскольку сейчас этот внутренний рынок фактически не существует. Большую часть средств российские авиастроительные предприятия получают сегодня от экспорта. А на внешних рынках мы конкурируем с такими гигантами, как концерны Boeing и Airbus».
Игорь Артемьев напомнил президенту, что Конституция защищает конкуренцию.
Михаил КУКУШКИН
N°32
25 февраля 2005 Время новостей
***