В российских СМИ свобода слова – удел избранных (The Washington Post)
Если президент Буш, поднимая вопрос о свободе прессы, рассчитывал на поддержку со стороны российских журналистов, то он плохо знает кремлевский пул. «Что значит, нет свободы? – спросил вчера на совместной пресс-конференции Буша с президентом России Владимиром Путиным один из российских журналистов. – Наши региональные и национальные СМИ часто критикуют властные структуры».
Буш, казалось, удивился. «По-видимому, вы, как представитель российской прессы, чувствуете, что пресса свободна, – ответил он. – Это так? Прекрасно. Нам, не живущим в России, очень интересно слышать такие наблюдения».
Этот обмен репликами говорит о свободе в России больше, чем может показаться на первый взгляд. Путина, так же, как и Буша, в поездках сопровождает армия журналистов, но кремлевский пул – это специально подобранная группа, в которой большинство журналистов работает на государство, а остальных отбирают по принципу верности кремлевским правилам игры. Полезные вопросы им часто раздают. Неприятные вопросы запрещены. Тот, кто выбивается из ряда, вылетает из пула.
Кремлевский пул похож на многие российские институции, имеющие внешние атрибуты плюралистического общества, но действующие на базе совсем иных принципов. Лилия Шевцова, аналитик московского Центра Карнеги, называет это «иллюзией демократии». Телеканалы передают новости с прекрасным видеорядом, но сценарии информационных программ утверждает Кремль. Выборы проводятся, но кандидатов, неугодных Кремлю, к ним не допускают. Суды судят, но государство почти никогда не проигрывает. Парламент заседает, но лишь для того, чтобы штамповать кремлевские решения.
Показательным примером этого было заявление Путина на пресс-конференции, где он защищал принятое осенью решение об отмене выборов региональных губернаторов. Он сказал, что глав регионов Российской Федерации не будет назначать президент, их будут утверждать региональные парламенты, которые избираются прямым тайным голосованием. Путин сравнил это с Избирательной коллегией, выбирающей американских президентов. «Ее ведь не считают недемократичной?»
На самом деле при новой системе Путин будет назначать губернаторов. Его выбор должны ратифицировать региональные законодательные органы, но, если законодательное собрание дважды отвергнет предложенную кандидатуру, оно будет распущено. Что касается тайного голосования, то лидеры регионов доказали свое умение добиваться желательных для себя результатов. Так, в некоторых регионах, которые возглавляют союзники Путина, во время прошлогодних выборов власти сообщили, что за Путина проголосовало 98% избирателей.
На вчерашней пресс-конференции в Братиславе присутствовали два журналиста из кремлевского пула. Один из них, Андрей Колесников, работает в газете «Коммерсант», принадлежащей критику Путина, Борису Березовскому. Но у Колесникова только что вышло две книги о том, как он освещал события, связанные с Путиным, в угоду Кремлю.
Колесников заявил, что «невозможно назвать ни Россию, ни США в полной мере демократическими», и задал Бушу вопрос о «могуществе спецслужб» в США, приводящему к тому, что «личная жизнь граждан оказывается под контролем государства».
Второй журналист, поставивший под сомнение мнение Буша о несвободе российских СМИ, работает в агентстве «Интерфакс», которое, в основном, проводит государственную линию. Он спросил Буша о «нарушении прав журналистов в США, о фактах увольнения некоторых журналистов».
Он не назвал конкретных имен, но несколько лет назад российские СМИ проявляли большой интерес к парочке американских журналистов из никому не известных изданий, потерявших работу после критики в адрес законов, принятых после 11 сентября. Буш ответил, что в США журналистов не увольняет правительство.
В России же путинский Кремль использовал государственную компанию для захвата единственного независимого телеканала НТВ. Когда уволенные журналисты НТВ организовали новый телеканал ТВ-6, государство его закрыло. Когда они предприняли еще одну попытку с телеканалом ТВС, путинский министр печати отключил его от эфира и заменил спортивным каналом.
Генерального менеджера, посаженного на НТВ после захвата канала Кремлем, уволили, когда освещение захвата московского театра в 2002 году не понравилось Путину. Потом отстранили от эфира самых независимых ведущих НТВ, Леонида Парфенова и Савика Шустера, так как правительству не нравились их ток-шоу. Программа Шустера называлась «Свобода слова».
Предшественницу Колесникова в «Коммерсанте», Елену Трегубову, по ее словам, выгнали из кремлевского пула за то, что она не выполняла официальные инструкции. Позже она написала об этом книгу, вызвавшую в Кремле раздражение. Когда Парфенов взял у нее интервью для НТВ, сюжет вырезали из программы уже после того, как он был показан в восточных часовых поясах. В прошлом году, после того, как у двери квартиры Трегубовой сработало небольшое взрывное устройство, она уехала из страны.
Если Буш не верит, что российская пресса точно рассказала о вчерашней пресс-конференции, он может зайти на официальный сайт Кремля. Там выложена запись пресс-конференции. Только все заявления и ответы Буша удалены.
Питер Бейкер
Переведено 25 февраля 2005
InoPressa.ru
***