Вагончик тронулся. Изготовлен первый поезд для казанского метро
Вчера петербургский завод ЗАО «Вагонмаш» передал на испытательные работы первый поезд метро для казанского метрополитена. Состав принимал лично мэр Казани Камиль Исхаков и все руководство казанского метростроя. Впрочем, в столицу Татарстана вагоны поступят только в мае, а в строй войдут в конце августа нынешнего года в качестве самого большого подарка к юбилею.
Фото: Никиты Инфантьева
_________________________________________________________________
Ъ Завод «Вагонмаш» выиграл тендер на поставку вагонов строящемуся метрополитену Казани весной 2004 года. Проект стоимостью 1,5 млрд рублей финансировался из федерального бюджета. Впоследствии петербургское предприятие подписало контракт с чешской компанией Skoda на сумму 300 млн крон, в рамках которой чехи обязывались разработать дизайн и поставить электрическое, пневматическое и дополнительное оборудование для сорока «казанских» вагонов. По словам представителей «Вагонмаша», мэр Казани лично контролировал ход выполнения заказа. К тысячелетию Казани в Петербурге построят пять составов поездов для метро по четыре вагона в каждом, остальные пять поездов будут изготовлены после «обкатки» первой партии.
_________________________________________________________________
На торжественной церемонии, состоявшейся вчера в Петербурге на «Вагонмаше», господин Исхаков не скрывал удовольствия от полученного результата, подчеркивая, что поезд для казанского метро не имеет аналогов в России. Технологическая новинка заключается, в частности, в применении асинхронного привода, что позволяет составу работать на переменном токе и экономить, таким образом, электроэнергию. Кроме этого, работу состава контролируют бортовые компьютеры, в каждом вагоне установлены пять видов связи с машинистом. Вагоны сделаны из негорючих и трудногорючих материалов, внутренняя отделка выполнена стеклопластиком и металлопластом. Поезд имеет и более низкий уровень шума по сравнению с используемой сейчас в российских метрополитенах техникой.
Господин Исхаков вместе с начальником муниципального унитарного предприятия «Казанский метрополитен» Асфаном Галявовым смогли лично убедиться в качестве нового поезда. Пока они осматривали вагоны, остальные члены делегации не преминули сфотографироваться на фоне поезда. Необычность вагонов испытали на себе и петербургские журналисты: оператор одного из телеканалов, зазевавшись, нечаянно ударил камеру о вертикальный поручень, стоящий посередине вагона напротив входных дверей — деталь, в петербургских метропоездах отсутствующую.
На пресс-конференции после церемонии Камиль Исхаков рассказал, что к 1000-летию города, которое будет отмечаться в августе этого года, в Казани будут работать только пять поездов. «Необходимо, чтобы городское сообщество адаптировалось к новому виду транспорта», — сообщил он. Пока люди будут привыкать, добавил казанский мэр, город закажет «Вагонмашу» еще пять составов. Отвечая на вопрос о стоимости проезда, господин Исхаков заявил, что она пока не определена, но, судя по всему, «из политических соображений» будет такой же, как и для наземного транспорта. Генеральный директор ГУП «Петербургский метрополитен» Владимир Гарюгин сообщил, что спущенный вчера «со стапелей» состав отправится на испытательные работы в метро Северной столицы. До Казани он дойдет только в мае, и в это же время будет выпущен второй поезд, которому придется пройти аналогичную процедуру проверки.
Вчера выяснилось, что у казанских поездов будет еще одно, не записанное в контрактах и технических условиях, отличие от своих «собратьев». Генеральный директор управляющей компании «Дедал», в которую входит «Вагонмаш», Сергей Кияшко предложил дать поезду имя, отметив, что он достоин большего, чем простого серийного номера. Господин Исхаков, до того давший имена всем работающим в Казани тоннелепроходческим комплексам, обещал подумать.
ИВАН СТУПАЧЕНКО, Санкт-Петербург; ЕКАТЕРИНА ВОРОБЬЕВА
«Коммерсантъ» в Казани»
№33 от 25.02.2005, ПТ
***