На днях эксперты британского исследовательского центра Privillege Insurance сообщили, что по «вине» различных развлекательных и информационных систем, которыми нашпигованы автомобили, в Великобритании ежегодно происходит полмиллиона аварий. Многие водители считают, что производителям стоит сократить набор дополнительных функций в пользу активной и пассивной безопасности. Именно безопасность все больше людей ставят сегодня на первое место в шкале автомобильных ценностей.

Вечный спор Старого и Нового Света касается и тестов на безопасность автомобилей. Испытания, проводимые независимыми экспертами EuroNCAP (New Car Assessment Programme) при содействии международной автомобильной федерации FIA, признаются правительствами стран Евросоюза, организациями защиты прав потребителей и ведущими автомобильными клубами мира. Программа оценки машин едина для ЕС, США и Японии. Однако у американцев есть собственный рейтинг безопасности автомобилей – Национальной администрации по безопасности дорожного движения США (NHTSA), который также уважают во всем мире. Причем именно в США впервые всерьез озаботились безопасностью автомобилей, и именно NHTSA ввела систему краш-тестов. Это испытание – пожалуй, самый серьезный экзамен для всех новых моделей, от результатов которого напрямую зависит ее успех у потребителей.

И в Америке, и в Европе автомобили проходят испытание трижды: фронтальный и боковой удары, а также столкновение со столбом. Фронтальный (лобовой) удар считается самым серьезным экзаменом: машина на приличной скорости (64,5 км/ч в Европе и 56 км/ч в США) врезается в бетонный куб. При имитации бокового удара в неподвижный автомобиль «въезжает» тележка (скорость – 50 км/ч в Европе и 61,6 км/ч в США). Самый лучший результат – это когда автомобиль получает пять звезд. Эксперты утверждают, что американские испытания проводятся по более жестким правилам и что там введен дополнительный тест на переворачиваемость. Но в России чаще оглядываются на мнение экспертов из EuroNCAP.

Круглые отличники

В последней серии краш-тестов EuroNCAP приняли участие 14 новинок 2004 года.

Volkswagen Touareg.

Среди них – и те, продажи которых уже начались, и те, которые вот-вот появятся у дилеров. На радость испытателям и производителям высшей оценки удостоились сразу восемь автомобилей: Audi A6, BMW 1-й серии, Citroen C4, Citroen C5, Ford Focus второго поколения, Renault Modus, Seat Altea и Volkswagen Touareg. Немецкие производители не подкачали и на этот раз, оправдав ожидания своих поклонников. Правда, максимальное количество очков – 36 баллов – набрал «француз» Citroen C5. Общий смысл выводов экспертов после испытаний таков: если вы на одной из этих машин попадете в аварию на скорости 60–70 км/ч, то ваши шансы выжить будут очень высоки. Правда, для этого надо быть обязательно пристегнутыми ремнями безопасности.

Что же касается частностей, то у каждой модели свои плюсы. Так, у нового поколения Audi A6 уже в стандартную комплектацию включены электронная система курсовой устойчивости ESP с такими функциями, как детектор устойчивости прицепа, обновленная система компенсации недостаточной поворачиваемости автомобиля и устройство оповещения об экстренном торможении. Последнее срабатывает при резком нажатии педали тормоза и предупреждает водителей движущихся сзади автомобилей об опасности столкновения.

Новейший компакт Renault Modus, ставший яркой звездочкой Парижского автосалона осенью прошлого года, может похвастаться жестким кузовом, энергопоглощающими панелями, предварительным натяжением ремней безопасности и сразу шестью подушками безопасности. Кроме того, у автомобильчика уникальная система безопасности ребенка, за которую он впервые в своем классе получил четыре звезды.

По три звезды за детскую безопасность из «отличников» получили лишь BMW 1-й серии, Citroen C5 и Mazda 2, относящаяся, правда, к «хорошистам». В эту же категорию автомобилей, заработавших по четыре звезды в краш-тестах EuroNCAP, вошли BMW 5-й серии, обновленная Skoda Octavia и «малыш» Hyundai Getz. Стоит отметить, что четыре звезды – это тоже прекрасный результат, который говорит только о том, что безопасность модели на очень высоком уровне. Кстати, еще лет 7–10 назад «четверка» считалась просто отличным результатом.

Самые-самые

Собственные краш-тесты и исследования проводят и страховые компании, и ведущие автомобильные издания, и даже государственные органы.

Renault Modus в жизни…

Так, Saab 9-5 в 2004 году был назван самым безопасным автомобилем и лучшим среди больших моделей по результатам исследования безопасности на дорогах, проведенного шведской страховой компанией Folksam. Вывод был сделан на основе данных о травмах, полученных в реальных авариях на шведских дорогах. Saab 9-5 стал единственным автомобилем, который получил рейтинг «на 40% лучше среднего». В свое время система безопасности этой модели, разработанная на основе анализа более чем 6 тыс. аварий, признавалась надежной и по результатам тестов EuroNCAP.

Subaru Impreza называлась самым безопасным автомобилем в Соединенных Штатах. В последний раз этот почетный титул модели присвоила Государственная страховая компания по дорожной безопасности США. В классе small cars (маленькие авто) автомобиль с честью выдержал непростой экзамен: на скорости 64 км/ч он врезался в деформируемый барьер. После такого лобового столкновения структура кузова, как написано в отчете, «не создала никакой опасности для жизненного пространства водителя и пассажиров». Испытания показали, что риск повреждения головы, шеи, груди и ног для водителя и пассажиров Subaru Impreza при аварии минимален.

Volkswagen Golf и Passat – еще две самые безопасные модели в своих классах по результатам тестирования американского издания Consumer Reports. В отличие от обычных краш-тестов здесь есть еще и категория «возможность избежать столкновения», в которой оцениваются реакция тормозной системы, поведение автомобиля в опасных дорожных ситуациях, разгон, удобство посадки и обзорность. Всего было протестировано 85 автомобилей разных производителей, и лучшими журналисты авторитетного издания признали VW Golf в классе small cars и VW Passat в классе family cars (семейные седаны).

В Японии министерство транспорта страны регулярно проводит испытания на прочность для автомобилей собственных и иностранных производителей. В свое время самыми безопасными в Стране восходящего солнца признавались Mazda RX-8, Honda Civic и Volvo S80.

…и после краш-теста EuroNCAP.

В нашей стране тоже есть свои «отличники». Еще в 2003 году самым безопасным автомобилем, производимым в России, эксперты признали Ford Focus. Автомобиль прошел краш-тест по методике EuroNCAP на Дмитровском полигоне и заработал 12 баллов. Это самая высокая оценка за безопасность среди всех автомобилей, прошедших в России испытания EuroNCAP. Причем машина, собранная во Всеволожске, даже превзошла по безопасности своего западноевропейского собрата, который набрал при фронтальном столкновении 11 баллов.

Внедорожник – вне опасности?

Среди автомобилистов бытует мнение, что большие внедорожники могут лучше уберечь водителя и пассажиров в случае аварии. Поэтому многие покупают их не только из-за практичности, но и из соображений безопасности. Однако специалисты Мичиганского университета опровергли это заблуждение. Они провели исследование безопасности внедорожников и выяснили, что большие автомобили не намного безопаснее легковых. Более того, внедорожники не только не отличаются повышенной безопасностью (они переворачиваются чаще седанов, хэтчбеков и универсалов), но и сами являются источником опасности. По статистике легковые автомобили получают самые тяжелые повреждения именно при столкновении с внедорожниками.

В последней серии краш-тестов EuroNCAP пять звезд за безопасность получил бестселлер концерна Volkswagen – внедорожник Touareg. А первым «пятизвездочником» в большом семействе больших машин осенью 2003 года стал другой автомобильный хит из Германии – BMW X5. Баварцы придумали совершенно уникальную систему защиты пассажиров из десяти подушек безопасности. Среди них есть специальная подушка для головы ITS и «интеллектуальные» подушки, снабженные системой обнаружения пассажира (чтобы не срабатывать впустую). Также пять звезд в испытаниях EuroNCAP получил и другой внедорожник –Volvo XC 90. В классическую «шведскую» защиту входят активные подголовники и сверхпрочная крыша boron, а также система ночного видения.

Тем не менее неустойчивость пока остается самым «слабым местом» внедорожников и минивэнов. Но, возможно, скоро этот недостаток будет устранен – благодаря современной системе предупреждения о сходе с полосы движения, которой специалисты предлагают оборудовать в первую очередь именно внедорожники. Большие машины чаще переворачиваются, когда случайно меняют полосу из-за невнимательности водителя. Сокращенно устройство называется LDW и до недавних пор применялось только на грузовиках. Первым оснащенным им внедорожником стал Infiniti FX. Система состоит из камеры возле лобового стекла, которая следит за дорожной разметкой, и компьютера, обрабатывающего изображение и анализирующего скорость движения, угол поворота и крен автомобиля. Вслед за внедорожниками LDW наверняка начнут ставить и на все прочие автомобили, и со временем она станет такой же привычной системой безопасности, как ABS и ESP.

«Новые Известия»

***