Все мужчины по сути своей воины. Основная миссия каждого из них — быть защитником своего Отечества. В российском кинематографе это нынче самая актуальная тема. Потому и выпускают они один за другим фильмы как о войне, так и о мирном житье-бытье армии. Потому и время царствования на экранах бандитов уходит в прошлое, а кумирами публики теперь вновь становятся артисты, играющие героев в военной форме. По случаю 23 февраля «МК» при помощи международной телефонной связи решила «нарисовать» портреты самых популярных актеров, создавших в современном кино новые яркие образы русских офицеров.

«В армию попал после спектакля про милицию»

Андрей Краско (он же капитан Янычар, «72 метра», он же майор Лукашин, «Диверсант»)

Актер санкт-петербургского театра «Приют комедианта». Говорят, что благодаря участию в кино- и телевизионных проектах на спектакли с Краско приходят даже те, кто театр не любит и не понимает, а фамилия артиста на афише — верный признак аншлагового спектакля.

В жизни славится вспыльчивым характером. Для широкой аудитории его имя еще долгие годы будет ассоциироваться с образом капитана Янычара.

— Андрей, скажите, а вы в армии служили?

— Служил будучи уже зрелым мужчиной — в 27 лет. В Северном полярном округе.

— А «откосить» не пробовали?

— Я не мог — меня приказом замминистра обороны СССР туда отправили. Он со своей командой пришел к нам в театр на спектакль про милицию. Я как раз главного милиционера играл. По окончании всю постановочную часть и артистов собрали в кабинете директора театра. Представители министерства сначала нас расхваливали, а потом сказали, что у меня не так какие-то пуговицы на кителе застегнуты и, мол, как милиционер я веду себя на сцене несоответствующим образом. После этой встречи был отдан приказ о созыве управления МВД и управления драматических театров, где впоследствии и порешили отправить всех нерадивых артистов в армию. Меня пытались отмазать и режиссер Динара Асанова, и ансамбли песни и пляски, и «психушка» — ничего не вышло.

— 23 февраля будете отмечать?

— Я давно никакие праздники не отмечаю. Но народ все равно наедет — придется выставляться!

Примечание: В рамках Третьего фестиваля российского кино в Риге будет показан совсем свеженький фильм с участием Андрея Краско — «Ночной продавец». Предупреждаем: в таком образе Краско вы еще не видели!!!

«Мужик — тот, кто может Родину защищать»

Сергей Гармаш: он же — капитан Кошаев, «Ворошиловский стрелок», майор Вершинин, «Линия судьбы», мичман Крауз, «72 метра», майор Коротков, «Каменская»)

С 1984 года — актер московского театра «Современник». Предпочитает острохарактерные мужские роли. Родился на юге Украины, в Херсоне. В 15 лет поступил в театральное училище в Днепропетровске, потом практиковался в Херсонском театре кукол, а после службы в армии поступил в Школу-студию МХАТ. Лауреат премии «Золотой орел» (2005 г.)

— Я очень хорошо отношусь к армии, и если бы не было в моей судьбе службы, то я многое бы потерял и многого бы не знал, — утверждает Сергей. — Тем не менее, если бы у меня был сейчас сын, а не дочь, совершенно не скрывая скажу, что приложил бы все силы для того, чтобы не пустить его в армию.

— А вас не унижали в армии?

— И унижали, и били. Всякое было. Но унижение — такая вещь, через которую приходится проходить не только в армии. Если ты не хочешь унижаться, ты не станешь унижаться. Армия — это вещь, совсем не последняя для мужчины. Это дает тебе некий опыт, знание своих сил. На тяжелом физическом труде ты проверяешься как мужчина, как человек. Пройдя через это, ты становишься сильнее. А кто такой мужик? Мужик — это тот, кого любит женщина, тот, кто может родину защищать.

«Сначала думал, что попал в ад»

Михаил Ефремов (он же — офицер Алексей Жгут, «Граница. Таежный роман»)

Артист и режиссер. Сын легендарного Олега Ефремова. Одна из самых ярких работ в кино — разбойник Дубровский. В отличие от многих артистов, тем более — детей знаменитостей, от армии не «косил». И службу в ней вспоминает с удовольствием. Призван был после первого курса обучения в Школе-студии МХАТ — в 1982 году. И первые полгода он действительно служил по-настоящему, а затем ему стали доверять только постановки программ, посвященных всем красным датам — 8 Марта, 1 Мая, 7 ноября.

— Для меня армия — достаточно положительные воспоминания, исключая, правда, первые три месяца, когда думал, что попал в ад, — признается Михаил. — А потом привык. Но теперешняя армия, думаю, совсем другая по атмосфере, по нравственным критериям.

— Но раньше-то было само собой, что все парни идут служить?

— Ничего подобного! И тогда «косили» не меньше! Если сравнивать в масштабах СССР и теперешней России, количество «косящих» будет приблизительно одинаковым. И те катаклизмы, те перемены, которые народ переживает сейчас, сказываются на армии. Когда какая-то структура не хочет перемен, они на ней отражаются отрицательно. Любая структура должна «бежать» впереди перемен. Перемены пришли, а она уже поменялась, ей уже по кайфу эти перемены. И если бы году в 1985-м у нас решили реформировать армию, то уже к 1995-му, я думаю, все было бы с ней нормально. Как в Америке, как в Израиле, где служба в армии — долг каждого! Меня это восхищает. Но я мало что могу сказать про российскую армию — я в ней не служил. Я служил в Советской армии, когда был лозунг: «Чистые погоны — чистая совесть!».

Примечание: С 25 февраля компания Alexander Studio Group и Федеральное агентство по культуре и кинематографии представляют в кинотеатре Coca Cola Plaza самый откровенный фильм новой России — «Русское». Михаил Ефремов опять-таки играет в этой картине советского офицера.

«Люблю дружить со всем миром»

Павел Майков (он же особист Кожин, «Курсанты»)

Родился в 1975 г. в городе Мытищи Московской области. В 1998 году окончил ГИТИС (мастерская П. Хомского). С 1999 г. — актер театра имени Моссовета. Родной брат певицы Анастасии Стоцкой. Женат на актрисе Екатерине Масловской.

В российских кинотеатрах нынче идет премьерный показ картины «Неслужебное задание», в которой легендарный бандит из сериала «Бригада» играет командира казачьего подразделения, уничтожающего недобитые фашистские отряды в послевоенной Чехии. Время действия фильма — лето 1945-го. Акт о капитуляции Германии подписан, но война не закончилась: в тылах советской армии гуляют фашистские отряды. Командирам разведроты и казачьего войска приказано: немцев обезвредить. Задание кажется несложным, но бои превращаются в смертельную схватку… Ветеранам фильм понравился.

— Павел, вы в армии служили?

— Нет!

— Вы открытый или закрытый человек?

— Скорее, открытый. Я такой… распендяй. Люблю дружить со всем миром. До тех пор, правда, пока не садятся на шею.

— А чем вас можно обидеть?

— Не знаю. Хамством, наверное. Хотя хамством меня можно взбесить, а не обидеть. На обиженных вообще балконы падают. Если кто-то, например, скажет мне, что я плохой артист, обижаться не стану — Бог с ним! Застоялые обиды ведут к сложным физическим заболеваниям. Я лучше позлюсь на кого-то, чем обижусь.

«Я никак не мог утонуть — может, я деревянный?»

Марат Башаров (он же — юнкер Палиевский, «Сибирский цирюльник», капитан-лейтенант Петр Орлов, «72 метра», офицер Иван Столбов, «Граница. Таежный роман»).

Свободный актер. Лауреат целого ряда премий, в том числе и Государственной премии России. В кино играет преимущественно офицеров. Родился 22 августа 1974 года. В раннем детстве был очень послушным мальчиком, ходил в детский садик. В школе же стал хулиганом, ему ставили двойки за поведение и пару раз чуть не выгнали. Окончил театральное училище имени Щепкина. В жизни очень общителен, уверен в себе и напорист. Занимается спортом: играет в футбол, теннис, хоккей. В армии не служил. Себя считает человеком мирным и неагрессивным.

— Какая из ваших офицерских ролей вам показалась наиболее экстремальной?

— Сразу вспоминается солдатик в фильме «Граница. Таежный роман». Мой герой был такой хороший, такой весь из себя положительный… Я даже не знал, как играть эту роль, поэтому очень долго отказывался. А потом подумал: какой же он хороший, если у друга жену отбил? И согласился. На съемках было много сложностей, я даже раз сбежал с площадки. Это было в один из первых съемочных дней, а мы снимали последнюю сцену фильма. Было так трудно представить, как это делать, что я просто собрал вещи и сбежал! Меня, правда, поймали и заставили-таки сыграть этот эпизод. В лесу, в настоящем болоте выкопали яму, выстелили сеткой. Но не рассчитали размеры: мы должны были с Алексеем Гуськовым вместе тонуть, а на самом деле он один там еле умещался. Он делал вид, что тонет — а на самом деле сидел на корточках и не мог даже голову в воду опустить. На следующий день сделали яму побольше, но все равно вдвоем было очень тесно, мы толкались локтями. К тому же меня вода выталкивала постоянно. Вместо того чтобы тонуть, я постоянно всплывал — может, я деревянный просто?

«Свою семью буду защищать неистово!»

Алексей Гуськов (он же — капитан Голощеков, «Граница. Таежный роман»)

Актерской профессией занялся чисто случайно. После окончания школы в Киеве в 1975 году поступил учиться в МВТУ им. Баумана, проучился четыре года, занимался в студенческом театре. В то время театральная Москва была чрезвычайно богата на замечательные премьеры. Гуськов посмотрел тогда спектакль «Взрослая дочь молодого человека» режиссера Анатолия Васильева и решил сменить профессию. В 1979 году поступил в Школу-студию МХАТ. Помимо актерской деятельности занимается продюсированием.

— Я из потомственной семьи военных, мой отец был военным летчиком, — объясняет Алексей факт своего идеального попадания в образ офицера. — Режиссер «Границы…» Александр Митта и сценаристы позволили мне создать эпический образ в плане обобщения. Многие потом мне писали из армии, что вот такой герой был у них. И не в том похожесть, что он наркотики переправлял или 15 раз никак не мог удавить любовника жены. Не в том дело, а в том, что в этом человеке, как у Достоевского: «Широк русский человек, так широк, что я его сузил бы». В моем герое есть эта неистовость. У него нет края: он если любит, то любит уж бесконечно, если ненавидит, то ненавидит до конца.

— Вы в жизни такой же беспощадный, как в «Границе…»?

— У меня замечательная семья, трое детей. Как надо относиться к людям, иногда я, может быть, не знаю, но очень хорошо знаю, как не надо. Территорию семьи, атмосферу нравственности в ней я буду защищать, может быть, так же неистово.

Примечание: на Третьем фестивале российского кино Алексей Гуськов представит как продюсер и исполнитель главной роли картину-фантазию по мотивам чеховской «Палаты № 6» — «Рагин». Премьерный показ фильма состоится в день открытия феста — 4 марта в Доме Москвы. Господин Гуськов по этому поводу прибудет в Ригу собственной персоной. Не упустите из виду! «Я всегда снимал военные фильмы о конкретных людях»

Петр Тодоровский — кинорежиссер, оператор, сценарист, композитор, автор и исполнитель песен к ряду фильмов. Создатель самого большого количества лент на армейскую тему, среди которых и «Военно-полевой роман», и «Анкор, еще анкор!», и «Созвездие Быка». Участник Великой Отечественной войны. Несмотря на то, что мы решили представить только портреты артистов, столь мощного классика российского кино мы не смогли обойти вниманием.

— Здравствуйте, Петр Ефимович! С праздником вас!

— Спасибо! Сразу хочу сказать, что я очень люблю Ригу, у меня много друзей в вашем городе, да и вообще у вас живет очень много хороших людей!

— Спасибо и вам на добром слове. Мы недавно смотрели по ТВ сериал «Курсанты», который был снят по вашему сценарию. Вы сами довольны этой работой?

— Доволен. И очень рад, что рижане тоже этот фильм видели — он дает хороший внутренний оптимизм. Нам с женой до сих пор звонят люди, благодарят. Главный герой, правда, мне показался несколько скованным, а все остальные — молодцы, особенно исполнитель роли Райского. Я ведь сам был курсантом Саратовского военного училища, поэтому в сценарии «Курсантов» 80 процентов правды.

— Как вы думаете, почему в России стали так много снимать кино на военную тему? Хотят поднять авторитет армии?

— Это традиция государства — выпускать картины к датам и юбилеям. Приятно и несколько странно, что выпускают их сейчас в основном молодые ребята, которые сами никогда не сталкивались ни с войной, ни с армией. Тема просто благодатная. А тем более сейчас, когда уже можно говорить об офицерах, которые жили с семьями в чудовищных условиях, в гарнизонах, удаленных от школ и больниц на 15-20 км. Многие спивались, многие кончали жизнь самоубийством. Все это было вызвано невниманием государства к офицерскому корпусу. Сейчас спохватились, зарплаты вот военным подняли. Но я сегодня уже не имею ни друзей, ни знакомых в нашей армии. Раньше, когда работал над «Военно-полевым романом» и «Верностью», у меня были оттуда профессиональные консультанты. Но я всегда снимал свои военные фильмы не об условиях жизни, а о сути конкретных людей. И сейчас у меня написан новый сценарий картины о войне, называется он «На память о пережитых страхах». Знаете, откуда такое название? С надписи на фотографии моего однополчанина, которую он мне подарил при расставании в 45-м в Германии. Пока боюсь за этот фильм браться, не уверен, хватит ли мне здоровья. Но, может, попробовать?

— Обязательно, стоит Петр Ефимович! Дай бог вам здоровья и сил.

MK Латвия

Наталия ЗАХАРЬЯТ, MK Латвия

23 февраля 2005 11:17

DELFI

DELFI Латвия

*