С октября 2004 года все автомобили семейства LADA 110 выпускаются с новым силовым агрегатом. В этих 8-ми и 16-клапанных двигателях рабочим объемом 1,6 литра реализован ряд конструктивных изменений, заметно улучшивших основные технические характеристики.

Изменилась номинальная мощность силового агрегата; она составляет 59,5 кВт для 8-клапанного мотора и 65,5 кВт для 16-клапанного мотора. Увеличился максимальный крутящий момент – до 120 Нм и 131 Нм соответственно. 8-клапанный двигатель достигает такого своего показателя уже при 2700 оборотах в минуту, а 16-клапанный – при 3700 оборотах в минуту. Сохранение тягового усилия в широком диапазоне оборотов позволяет даже при движении в городских условиях реже переключать передачи. В итоге такое свойство мотора снижает утомляемость водителя, а значит, повышает безопасность. Любители же активной езды наверняка по достоинству оценят динамику разгона автомобилей семейства LADA 110 с новыми 1,6-литровыми двигателями.

Примененные в новых силовых агрегатах технические решения также являются основой для стабильной работы мотора и повышения его надежности. Так, здесь используется новая система зажигания, в которой непосредственно на каждой свече установлена своя катушка. Эта конструкция обеспечивает эффективное искрообразование при любых погодных условиях. Также в новых силовых агрегатах применен пластмассовый модуль впуска. Помимо целого ряда экономических преимуществ, эта деталь, в отличие от отлитой из алюминия, имеет гладкие внутренние поверхности, что обеспечивает более ровный воздушный поток. Для 16-клапанного двигателя теперь в единый узел объединены ресивер и впускной коллектор. Таким образом, исключается вероятность негерметичности их соединения. Также в 16-клапанных двигателях конструкция поршня такова, что в любой нештатной ситуации исключается его касание с клапанами.

1,6-литровый двигатель для автомобиля LADA 110 позволяет выполнять современные и перспективные европейские нормы токсичности. Работа мотора управляется новой электронной системой. Кроме того, при создании этого агрегата в конструкции системы снижения токсичности АВТОВАЗ применил катколлектор. Это катализатор, совмещенный с выпускной трубой в единую деталь. Новый двигатель соответствует стандарту «Евро-3», кроме того, в его конструкции заложена база для выполнения норм токсичности стандарта «Евро-4».

В целом набор новшеств позволяет перейти двигателю в разряд следующего поколения.

Испытания подтвердили высокие эксплуатационные качества нового двигателя.

После калибровки электронной системы управления агрегат был испытан в широком диапазоне температур окружающей среды. Во время этих работ совершенствовалась способность двигателя к холодному пуску, процесс прогрева автомобиля и движения с непрогретым двигателем (так называемая холодная динамика). На следующем этапе двигатель тестировался при температуре окружающей среды до плюс 45 градусов. Также были проведены горные испытания, при которых оценивалась работа моторов в условиях перепада атмосферного давления.

Затем двигатель был оценен независимыми экспертами, и поступил на сертификацию (она проходит на полигоне НАМИ в городе Дмитрове). Также автомобили LADA 110 с новым двигателем прошли омологацию во французской фирме «ЮТАК».

Для производства 1,6-литровых двигателей на АВТОВАЗе было модернизировано имеющееся оборудование. В механосборочном производстве проведено переоснащение линий, выпускающих блоки цилиндров, коленчатые валы, головки блока цилиндров, выполнена модернизация линии сборки двигателей.

Как и прежде, при производстве особое внимание уделяется испытанию силовых агрегатов. Через этот процесс, состоящий из нескольких этапов, проходит каждый двигатель. Сначала проверяется работоспособность электрических цепей, центровка сцепления, герметичность топливных систем. При «холодных» испытаниях происходит прокрутка двигателя без его запуска. В этом режиме проверяется работоспособность системы смазки и замеряется давление масла при минимальных оборотах. На стенде «горячих» испытаний происходит пуск двигателя. Сначала идет прогрев мотора с постепенным увеличением нагрузки. Далее осуществляется замер давления масла на холостом ходу и при максимальных оборотах, определяется показатель максимального крутящего момента. Также выполняется внешний осмотр и прослушивание мотора. Каждый двигатель перемещается по линии испытаний на специальном транспортном модуле, в который вмонтирован электронный блок памяти. В него заносятся сведения о типе агрегата, видах испытаний и их результатах. В дальнейшем эта информация поступает в центральную базу данных производства.

Потенциал имеющегося в механосборочном производстве АВТОВАЗа оборудования позволил осуществить одномоментный переход от 1,5-литровых двигателей для автомобилей LADA 110 к 1,6-литровым. Ежесуточное задание выпуска новых силовых агрегатов рабочим объемом 1,6 литра составляет 850 штук. Более половины из них – 16-клапанные двигатели.

Сергей Боровинских

*