В этом году Виктору Николаевичу Полякову исполнилось бы 90 лет. Он ушел из жизни 1 июня 2003 года, но его имя навсегда останется в истории ОАО «АВТОВАЗ» и в сердцах многих заводчан. Его помнят как выдающегося организатора отечественной автомобильной промышленности, первого генерального директора Волжского автозавода, почетного гражданина города Тольятти и Самарской области и просто удивительного человека.

Он посвятил значительную часть жизни АВТОВАЗу и нашему городу, взрастил и воспитал не одно поколение вазовцев, многие из которых занимают сейчас руководящие должности и с благодарностью вспоминают о Викторе Николаевиче.

Поляков был многогранной личностью и Человеком с большой буквы. «Не завидую любому писателю или журналисту, решившемуся на отображение его», — сказал Евгений Артемович Башинджагян (бывший заместитель директора по техническому развитию). Действительно, обрисовать целостный образ Полякова невероятно сложно. При составлении его портрета помогают воспоминания тех, кому повезло знать Виктора Николаевича лично, кому выдался шанс поработать с ним, перенять его опыт.

О том, что встреча с Поляковым оставляла в жизни и судьбе неизгладимый след говорят многие. «То, что мне повезло в жизни встретиться с этим человеком, для меня сравнимо по значению с собственным рождением…появление на моем жизненном пути в мои молодые годы такого человека должно считаться знаковым, подарком Судьбы», — вспоминает Владимир Васильевич Каданников (занимающий сегодня пост председателя совета директоров ОАО «АВТОВАЗ»). «Это же великая удача, когда на твоем жизненном пути попадается такой мудрый, участливый, неравнодушный к твоим заботам, все понимающий человек», — подтверждает ту же мысль Лев Борисович Васильев, бывший заместитель министра автомобильной промышленности СССР, генеральный директор КамАЗа.

Виктор Николаевич был примером и ориентиром для многих. Воспитанник Волжского Автомобильного завода, возглавлявший в 90-ые годы камский автогигант Николай Иванович Бех говорил: «Для меня не было большего авторитета. В любом поступке я исходил, а как бы Виктор Николаевич поступил, как он оценит то, что я делаю?» «И я, если что в своей жизни сумел достичь, а препятствия разные бывали, — вспоминал Александр Григорьевич Зибарев (один из создателей системы технического обслуживания АВТОВАЗа), — то главную роль в этом сыграл Виктор Николаевич. Мои стремления к росту, к совершенству, к познанию, ко всему — то есть быть лучше, выше, интереснее, эффективнее, добросовестнее, — все это с его подачи, все это оттуда».

У Полякова действительно было чему поучиться. Прежде всего «…он целиком и полностью подчинил себя Делу, никогда не позволял себе размениваться на что-то постороннее», — рассказывала ведущий специалист «АВТОпромимпорта» Инна Михайловна Лукьянова. Дмитрия Яковлевича Авдесняка, занимавшего пост заместителя главного инженера прессового производства, «поражала способность Полякова держать руку на пульсе работы всех подразделений сложнейшего организма завода и, своевременно включаясь в решение проблем, заставлять его работать ритмично и с максимальной отдачей». Главный вазовский строитель — Станислав Петрович Поликарпов отмечал: «На первое место в определении Виктора Николаевича Полякова как организатора я бы поставил его умение ценить обстановку, аналитически оценить и найти главные моменты. Взять вопрос и управлять проблемой.

Поляков всегда умел находить в любом деянии, знакомом или незнакомом ему, свои болевые точки, чтобы через них решать главные на данный момент задачи. Он с самого начала не обманывал ни себя, ни нас и повторял, что нам надо научиться работать совершенно по-новому, ориентируясь прежде всего, на западный опыт. И, опять же, не только технический, но и организационный. Но если технику еще можно приобрести, то со вторым гораздо сложнее. Как формировать коллектив, на какой костяк специалистов опираться, сумеют ли эти люди соответствовать требуемым критериям профессионализма? Об этом не очень много пишут, но производственные успехи ВАЗа имеют основой прежде всего то, что Поляков сумел правильно решить проблему кадров, формирования надежного, работоспособного коллектива.

Он считал, что люди, поступающие на завод, должны обязательно пройти какую-то обработку, подготовку и войти, как говорят, в принципы вазовские (участие в строительстве завода, Нового города этому как раз способствовало), в те, которые складывались, а вначале он их просто сам складывал. На этом этапе для него не имело особого значения, готов ли человек к поручаемому делу. Главное, чтобы он хотел, внутренне принимал правила такой жизни. Почему и очень неохотно шел на «крайние меры», увольнения. И от своих подчиненных, по всей цепочке, требовал, повторял, что надо за любой задачей видеть конкретных людей, которые будут ее осуществлять, и они все сделают.

Он оставлял для дела одну точку зрения — это бесспорно. Он был … человеком окончательных решений. Он всегда придерживался формулы, что лучше принять любое из разумных решение, чем не принять никакого. Можно к этому относиться по-разному, но надо и знать, с какой долей ответственности он к каждому своему слову и шагу относился. Все глубоко, всесторонне обдумывалось и наполняло уверенностью, что делать надо именно так.

Он, человек дисциплинированный, четко признававший правила субординации … всегда старался уважать не просто человека, но и пост, который тот занимает. И в то же время, если говорить просто о человеке, о личности, то Виктор Николаевич относился и относится всегда уважительно, независимо от занимаемого положения: будь то механизатор, слесарь-наладчик или конструктор, он старается держаться, говорить с ним, как равный — возраст и должность, как явления преходящие, для Полякова значения не имели …».

Для Георгия Константиновича Мирзоева (бывшего главного конструктора АВТОВАЗа) главным было то, что «Поляков никогда не связывал инициативу, не навязывал своего мнения. Оппонировал, не соглашался с тобой — да, это случалось. Но не отбивал руки. Я всю жизнь был очень благодарен людям, которые не мешали работать. Или, больше того, которые создавали условия для работы, а если и контролировали, то по каким-то опорным позициям. Хотя контролировать, я считаю, надо жестко. Но не водить рукой — твоей. Как только начинают водить — ты теряешь весь свой потенциал творческий, ты теряешь ответственность за дело и всегда можно заявить: «Ведь это вы мне сказали».

Для одних Виктор Николаевич Поляков являлся «воплощением государственной совести», другие называли его «уникальной, государственной личностью», но, пожалуй, самым распространенным эпитетом оценки Полякова было простое, невероятно трогательное и емкое «папа».

Валентина Снежина

(по материалам книги «В.Н. Поляков глазами современников»).

*