Индия хочет вложить $25 миллиардов в российскую нефть
Индия готова заплатить астрономическую сумму за право добывать нефть и газ в России. Как сообщила во вторник газета «Ведомости», индийский министр предложил вложить $25 миллиардов в российскую нефтянку, купив доли в «Юганскнефтегазе», «Северной нефти» и сахалинских проектах. Но российское правительство, похоже, пока не настроено давать индийским гостям конкретных ответов, утверждает издание.
В Минпромэнерго РИА «Новости не удалось получить комментарии на эту информацию.
Как рассказал «Ведомостям» сотрудник правительства, на прошлой неделе министерство нефти и газа Индии направило премьеру Михаилу Фрадкову письмо, предложив инвестировать в Россию $25 миллиардов. Какие-либо детали этого беспрецедентного предложения в письме не сообщались, но глава индийского министерства Мани Шанкар Айар вчера лично приехал в Москву, чтобы обсудить их с российскими чиновниками и бизнесменами.
Сам Шанкар Айяр в интервью Ведомостям» подтвердил, что Индия готова вложить в Россию многомиллиардные суммы, и назвал сразу несколько проектов, которые его интересуют. Это доля в бывшей «дочке» «ЮКОСа» — «Юганскнефтегазе», владельцем которой в декабре 2004 года стала госкомпания «Роснефть».
По словам министра, индийские компании хотели бы также участвовать в разработке месторождения Сахалин-3, тендер на разработку которого Россия может провести уже в этом году. В индийском списке есть и активы «Роснефти» — Ванкорское месторождение и «Северная нефть».
Сумма в $25 миллиардов сравнима с капитализацией «ЛУКОЙЛа» и «Сургутнефтегаза», отмечает аналитик компании «Тройка Диалог» Каха Кикнавелидзе. За такие деньги можно было бы купить полторы «Сибнефти», не говоря уже о «Юганскнефтегазе», ушедшем с молотка за $9,35 миллиарда. Но эксперт не верит, что Индия готова выложить всю сумму разом: скорее речь идет о 15-20 годах.
По итогам первого дня визита Шанкару Айяру было особо нечем похвастаться. Подписанный вчера «Газпромом» и государственной индийской компанией ONGC меморандум не содержит никакой конкретики, признался сотрудник газовой монополии. Глава Минпромэнерго Виктор Христенко хоть и вышел с больничного, чтобы встретить индийских гостей, тоже ничего внятного не пообещал. Похоже, таким же будет и результат сегодняшнего визита Шанкара Айара к вице-премьеру Александру Жукову и президенту «Роснефти» Сергею Богданчикову, считает «Ведомости».
Чтобы договариваться об участии ONGC в этих проектах, России сначала нужно самой решить ряд вопросов, поясняет чиновник из аппарата правительства, прежде всего с «Юганскнефтегазом». Сделку по «Юганску» сейчас пытается оспорить в хьюстонском суде «ЮКОС», считающий, что его основной актив был продан незаконно. Решение о том, будет ли этот иск рассматриваться на территории США, ожидается сегодня.
Эта судебная тяжба заставила «Газпром» отказаться от планов купить «Юганскнефтегаз» и затянула его слияние с «Роснефтью». По словам российского чиновника, отсутствие определенности с этой сделкой также затрудняет переговоры с индийцами.
В Индии это понимают. «Такой процесс (слияния «Газпрома» и «Роснефти») занимает много времени, — говорит Мани Шанкар Айяр. — Это создает дополнительные риски, но мы делаем все возможное, чтобы продолжать переговоры».
Главным конкурентом Индии в борьбе за российские энергоносители считается Китай, который уже договорился о поставках 48,5 миллиона тонн нефти из нашей страны до 2010 года, отмечает издание. В качестве предоплаты этих поставок китайские банки перечислили $6 миллиардов, и в «ЮКОСе» подозревают, что эти деньги пошли на оплату «Юганскнефтегаза».
Прежде высокопоставленный чиновник из администрации президента обещал «Ведомостям», что Россия будет договариваться о сотрудничестве с обеими странами. «Мы не можем игнорировать Индию или Китай. Оба партнера нам одинаково важны», — пояснял он, напоминая, что на каждую из этих стран приходится по 40% продаж вооружений из России.
Китай не побоится конкуренции, думают эксперты. «Индия нуждается в поставках нефти из России, поэтому и дает такие обещания. К тому же сумма в $25 миллиардов звучит фантастически», — говорит глава Российско-китайского Центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев. С представителями China National Petroleum Corporation связаться не удалось.
Индия импортирует около 70% нефти. Крупнейшая нефтекомпания страны — государственная ONGC, ее доля в общем объеме добычи нефти и газа в стране 77% и 81%. Чистая прибыль ONGC за финансовый год, завершившийся 31 марта 2004 года, составила $1,9 миллиарда, выручка — $7,3 миллиарда, добыча — 27 миллионов тонн нефти.
*