Российскую империю называли военно-полицейской; многие высокие государственные посты занимали сановники в генеральских эполетах; императоры предпочитали мундир сюртуку… Влияние армии, особенно ее командного состава, несомненно. Русское офицерство и выраставший генералитет обоснованно почитались опорой отечества и престола. В России не следовали принципу «армия вне политики». Напротив, офицерство гордилось гражданственностью, будь то верность монарху или готовность выйти на Сенатскую площадь.

Казалось бы, имелась идеальная почва для прямого вмешательства военных в политику. Однако после череды дворцовых переворотов XVIII века империя не знала военных путчей. Мы не видим действий военного лобби при принятии важнейших решений, при проведении государственных преобразований. После убийства Павла I на всем протяжении XIX века не было ни одного серьезного военного заговора (декабристов нельзя назвать собственно военными заговорщиками).

Почему? В чем здесь дело — в особом характере офицерского корпуса или в умелой политике императоров? Чтобы лучше понять отношения армии и власти, мы обратились к двум судьбоносным событиям — Отечественной войне 1812 года и второй — победившей — революции.

Ольга ЭДЕЛЬМАН

N°30

22 февраля 2005 Время новостей

Время новостей

*