Накануне Дня защитника Отечества фонд «Право матери» решил напомнить российской власти о темной стороне этого праздника. К этой дате, которую правозащитные организации считают днем памяти и скорби по всем погибшим в армии, фонд подготовил свой доклад о небоевых потерях Вооруженных сил России.

По словам председателя правления фонда Вероники Марченко, вошедшая в доклад информация составлена на основе собственных данных родителей военнослужащих и «расходится со статистикой Министерства обороны». По утверждению фонда «Право матери», официальные данные Минобороны о том, что небоевые потери в 2004 году составили 1100 человек, сильно занижены. Г-жа Марченко считает: в реальности ежегодно в армии в мирное время гибнет около 3 тыс. человек.

Из официальных ответов, которые получают родители военнослужащих от военного ведомства, выходит, что главной причиной гибели солдат по-прежнему остается самоубийство (35%). В фонде «Право матери» склонны считать, что под этой формулировкой далеко не всегда скрывается суицид в чистом виде, за который командиры частей ответственности не несут. По мнению г-жи Марченко, порой подобная форма позволяет скрыть и преступления — как доведение до самоубийства, так и «замаскированное» убийство. Только в этом году в фонд уже обратились родители четырех недавних призывников, покончивших с собой, согласно отпискам из частей, без видимых на то причин. Вероника Марченко обращает внимание, что государству слово «суицид», стоящее последней строчкой в деле о гибели солдата в мирное время, приносит некоторую экономию — ведь родителям самоубийц не нужно выплачивать пособия и предоставлять льготы.

Убийство или избиение военнослужащего до смерти, по оценкам фонда, в прошлом году удалось доказать лишь в 15,7% трагических случаев. Приблизительно столько же (17,5%) военнослужащих погибли в 2004-м во время боевых действий на Северном Кавказе. На четвертом месте в армии сегодня смерть от несчастного случая (12,5%), на пятом — от заболеваний (12,3%). Последняя цифра тоже вызывает немало вопросов, поскольку зачастую в диагнозе значатся совсем не смертельные болезни, от которых «на гражданке» россияне не умирают. Вероника Марченко объясняет это тем, что в «армии на любую жалобу солдатика командир и медик тут же обвинят его в желании «откосить». Именно от пренебрежения, халатности, граничащей с преступлением, абсолютно здоровые мальчишки умирают от сепсиса из-за натертых сапогами ног или от бронхита, перешедшего в воспаление легких.

Одним из самых вопиющих нарушений прав родителей погибших солдат Вероника Марченко считает недостоверность информации, представляемой частями. В качестве примера она привела судебное дело Светланы Ивановой в Воронежском областном суде. Г-жа Иванова 41 день ничего не знала о гибели своего сына Юрия — командир части просто «забыл» сообщить ей о трагедии. Правда, суды к подобным вопиющим случаям относятся с пониманием, во всяком случае в первой инстанции г-же Ивановой присудили компенсацию морального вреда в размере 10 тыс. руб. А на днях этот вердикт подтвердила кассационная инстанция — Воронежский областной суд.

Всего же в 2004 году в фонд «Право матери» обратилось более 7 тыс. родителей погибших в разные годы солдат. По данным фонда, самым «смертоносным» в 2004 году (впрочем, как и в предыдущие годы) оказался Московский военный округ (28% погибших), следом идут Северо-Кавказский (14%) и Ленинградский (10,5%).

Ирина БЕЛАШЕВА

N°30

22 февраля 2005 Время новостей

Время новостей

*