Подмена понятий, Или о том, что лох платит всю жизнь
(«РК»). В минувшее воскресенье в программе «Времена» на сугубо официальном первом канале гости Владимира Познера говорили о состоянии патриотического воспитания в стране и любви к Родине в настоящее время. Познер, спору нет, профессионал экстракласса, поэтому разговор вышел вполне интеллигентным — то есть, ведущий себя нигде не подставил, хотя осталось ощущение фиги в кармане и много чего между строк. Но именно эти пробелы хотелось бы по возможности внятно восполнить, поскольку тема уж больно занятна. Точнее, болезненно занятна: в нашем Отечестве разговоры о патриотизме в официальном формате – это всегда признак тяжелого недуга.
Не в первый раз на Руси подмечено: как только начинают шататься устои власти (неважно какой по природе является эта власть), так тут же в плотных слоях общественности, как правило, по инициативе «верхов», возникает оживленная дискуссия о недостаточном уровне патриотизма и настоятельной надобности любить Родину, сплотившись вокруг «лучших ее представителей», засевших на вершине управленческой пирамиды. Инициированная властью, эта дискуссия и проистекает всегда в заданных властью же границах: патриотизмом предлагается считать безоглядную привязанность к абстрактно выраженной в ощущениях и лозунгах праматери- Родине, которой любое внутреннее недовольство и инакомыслие нещадно вредит.
В такой схеме не только предметный разговор об отечественных болячках, а вообще любая критика устоев скорее рано, чем поздно начинает трактоваться как посягательство на покой и целостность державы, и без того терзаемой неисчислимыми трудностями. В итоге происходит очевидная и всегда удобная для власти подмена понятий: Родина в понимании неорганизованного и аморфного большинства неразрывно срастается в восприятии с текущим режимом, который при всех мерзостях жизни оказывается вполне материальным воплощением Отечества во всем блеске его исторических и культурных достижений, а «истинный патриотизм» толкуется как некая уния лояльности по отношению к имеющейся власти со стороны покорного населения.
«Патриотический массаж», правда, Отечеству никогда толком не помогал, но относительному долгожительству династий, администраций и режимов исправно способствовал. Это средство в числе козырных в колоде у державного начальства дожило и до наших дней, что, в общем-то, немудрено. В отсутствие гражданских институтов в обществе, при катастрофической неразвитости гражданственного сознания как такового, только власть остается монопольной хозяйкой патриотизма, поскольку в поддержании себя родимой имеет практически неограниченный ресурс в эксплуатации идеи и несгибаемый резон: добившись успеха в подмене понятий, совместив (и заместив) в общественном понимании Родину с персоной во власти (или партией у власти – не суть важно), российские политические алхимики получают иллюзию элексира «вечной жизни» — возможность оставаться у кормила столько, сколько терпение народа снесет.
Между тем давно пора признать, что дебаты на патриотическую тему в том виде, в каком они ведутся у нас на уровне официальных представителей, малопристойны, поскольку абсолютно бессмысленны. «Патриотическое воспитание», о котором неустанно в последние месяцы говорит президент, его бравый министр обороны и прочие озабоченные постами чиновники, преподносится избирателю, как некая аксиома, хотя это ведь всего лишь идеологический нарост, поскольку очевидно, что человека силком ли, педагогически ли, — но нельзя заставить любить. Ни папу с мамой, ни ближнего, ни даже (тем более) Родину. Любовь – это дело сугубо добровольное, всегда интимное и уж никак не государственное.
К тому же всем давно известно, что, в отличие от родителей, Родину-то как раз в цивилизованном мире выбирают. Достаточно вспомнить древнеримское UBI BENE, IBI PATRIA (где хорошо – там и Родина), чтобы понять, что никакой Пушкин с Гоголем или Жуков с Гагариным не помогут полюбить Отечество, если жить в нем конкретному человеку неуютно, страшно и унизительно. И даже «историческая общность» такую Родину не полюбит, хотя в час страшной беды, перед угрозой порабощения — обязательно защитит. Противоречия здесь, кстати, никакого нет: защищают как раз тех, кого любят — себя, свой дом, близких, друзей. А не власть, которая на патриотизме цинично паразитирует.
С этой точки зрения патриотические спазмы, в очередной раз накатившие на наше Отечество, — это верный симптом того, что «путиниана» пошла на закат. Падающий президентский рейтинг специально обученные умельцы трансформируют в разговоры о том, что у нас в стране с патриотическим воспитанием слабовато, что недоброжелатели России и «пятая колонна» опять «раскачивают лодку», что только консолидация народа вокруг Кремля обеспечит целостность державы и позволит двинуться в светлый путь и т.д.и т.п.
Но Путин ведь – это не Родина, и Кремль – это не Родина, и все прочее, состряпанное политтехнологами в обеспечение легитимности режима – это тоже не Родина. Настоящей Родиной должно стать и станет то пространство, где гражданам России (всем, а не только кругу назначенных в начальники и приближенных к кормушке) будет хорошо.
Находящаяся у власти в настоящее время группа лиц с узковедомственной ориентацией, объединенных по территориальному признаку, нашей стране хорошо не сделала, хотя имела на это и время, и ресурс, и небывалый уровень поддержки населения. Сегодня уже очевидно, что эта группа лиц совершенно неэффективна, шансов «на вырост» больше не имеет, компетенцией для серьезной созидательной работы не располагает. Но именно теперь, когда это стало отчетливо ясно для многих, нас, россиян, пытаются примитивно «развести» на патриотической поляне, предлагая поверить в то, что настоящий патриотизм, то есть любовь к Родине, — это любовь конкретно к ним, к этому клану, к тому, что они с нами делают. Довериться такому наперстку было бы непростительно для граждан все еще великой державы, которая, увы, не раз в своей истории через подобное проходила.
Под занавес короткий анекдот почти что про патриотизм в его нынешней официальной трактовке: скупой платит дважды, тупой платит трижды, и только лох платит всю жизнь. Граждане, не будьте лохами – не покупайтесь!
Сергей Агафонов
«Русский курьер»
№ 479 2005-02-22
*