По минному полю. Профессия физика в России становится профессией камикадзе
(«РК»). На днях стало известно , что в Башкирии появился свой физик-шпион. 18 февраля 2004 года директору Института проблем сверхпластичности металлов РАН 66-летнему Оскару Кайбышеву предъявили обвинение по статье 283 УК РФ («разглашение гостайны»). Точно такое же, которое первоначально было предъявлено красноярскому физику Валентину Данилову в мае 2000 года. Правда, почти через год, обвинение,»усилили» и физик Данилов стал обвиняться уже по 275 статье УК РФ («государственная измена в форме выдачи гостайны»). По этой статье он и получил 14 лет. И в ожидании рассмотрения кассационной жалобы в Верховном суде сейчас содержится в красноярском СИЗО.
Оскар Кайбышев — ученый с мировым именем. Он несколько лет возглавлял Академию наук республики Башкортостан. В 1986 году основал Институт проблем сверхпластичности металлов, который входит в Российскую академию наук. До последнего времени Кайбышев возглавлял этот институт, по праву признанный ведущей научной организацией страны в области физического материаловедения. В рамках международных контрактов от имени института Оскар Кайбышев заключал договора с различными западными фирмами. Речь шла о разработанной башкирскими физиками технологии по поставкам шаробаллонов из титанового сплава. По данным Общественнного комитета защиты ученых, Кайбышев и его коллеги еще в 1987 году сотрудничал с Индией, в 1990 году — поставки производились в Италию. Все подобные международные контракты осуществлялись при кураторстве регионального представителя УФСБ.
Скандал разразился в марте 2003 года, когда башкирских чекистов возбудил контракт Кайбышева и его коллег с южнокорейской фирмой, с которой , кстати, институт Кайбышева сотрудничал с 2000 года. Когда южно-корейской стороне был послан очередной отчет по исполнению контракта, региональное ФСБ неожиданно возбудило уголовное дело по факту «разглашения гостайны». Следствие длится почти два года. Надеясь, что «органы разберутся», Оскар Кайбышев не предавал это дело гласности. И «органы», разобрались. 18 января 2005 года Кайбышеву было предъявлено обвинение. С него взяли подписку о невыезде и отстранили от руководства институтом. Как рассказал «РК» адвокат ученого Юрий Гервис, кроме разглашения гостайны, физика обвиняют еще по трем статьям УК РФ — статье 160 («присвоение или растрата»), статье 327 («подделка документов»), 189 («незаконный экспорт или … незаконное выполнение работ, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения»).
После того, как был предъявлен весь букет обвинений башкирский физик не выдержал. Он прервал молчание и дал интервью агентству Ассошиэйтед Пресс. Кайбышев рассказал журналистам, что технология , разработанная в его институте, не является секретной и пояснил, что она позволяет обрабытывать металлы так, что не теряется их прочность. Оказалось, что южнокорейцы, с которыми институт Кайбышева работал уже несколько лет с разрешения того же УФСБ, собирались использовать это башкирское «ноу-хау» при изготовлении автомобильных шин. Ученый подтвердил, что подобная технология может использоваться в производстве реактивных двигателей и все эти разработки несколько лет назад были запатентованы в США.
За то время, что в Уфе длится следствие по факту разглашения гостайны, работа института проблем сверхпластичности металлов оказалось парализованной. Почуяв неладное, за границу уехали два доктора и пять кандидатов наук. Если дело Кайбышева дойдет до суда, то ему грозит по меньшей мере 10 лет лишения свободы.
Зоя Светова
«Русский курьер»
№ 479 2005-02-22
*