В наши двери громко стучатся две очередные национальные беды — монетизация и паводок. Но если вторая есть следствие природных явлений и еще только ожидается в ближайшие месяцы, то последствия первой, вызванной некомпетентными действиями нашего правительства, буквально “в пожарном порядке” приходится ликвидировать уже региональным органам власти.

То, что паводковые явления наносят немалый ущерб экономике страны и отдельных регионов, — факт общеизвестный. Причем с финансовой точки зрения наибольшим образом страдают такие капиталоемкие объекты, как недвижимость. Не является чем-то недоступным формальной человеческой логике и необходимость прогнозирования зон, сроков и размеров затопления, равно как и принятия мер по минимизации ущерба и избежанию человеческих жертв. Многоводная весна 1979 года показала, чем может обернуться паводок в отсутствие достоверного и своевременного прогноза. Всего в Самарской области было затоплено почти 2400 домов и строений, окружены или затоплены водой 19 населенных пунктов с населением свыше 16 тысяч человек (из них эвакуировано всего 1300). К тому же были размыты или серьезно повреждены 191 плотина, 58 средних и малых мостов. Однако даже предупреждение ущерба, не говоря о ликвидации последствий, обходится региону в кругленькую сумму. Так, в 2004 году на противопаводковые мероприятия были предусмотрены средства в размере 1 млн 313 тыс. рублей. С 1979 года весеннего паводка такого масштаба в нашем регионе не наблюдалось. Однако риск повторения подобного не уменьшается вследствие по крайней мере двух причин: интенсивного освоения паводкоопасных территорий и водосборных бассейнов с нарушением естественных природных условий.

Не цунами, так наводнение!

По согласованию с правительством Самарской области и по заказу Главного управления ЖКХ СО ГУП “ТеррНИИгражданпроект” выполнило пилотный проект геоинформационной системы гидрологического назначения для Кинель-Черкасского района области. Его презентация губернской исполнительной власти состоялась 14 февраля, аккурат ко Всероссийскому дню геодезиста и картографа. По словам руководителя института Вадима Чекмарева, эта современная система позволит не только объединить разобщенную исходную информацию о гидрологической ситуации в водоемах области и метеорологические данные и прогнозы, но и на их основе разрабатывать и оперативно, буквально в режиме реального времени, отслеживать ситуацию и предоставлять все необходимые сведения для работы противопаводковым органам. А председатель правительства Самарской области Сергей Сычев особо отметил, что данная комплексная система стала пилотной не только в нашем регионе, но и во всей России.

Кому на селе жить хорошо?

На заседании губернского правительства рассматривался законопроект “О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности на территории Самарской области”. Как пояснил собравшимся руководитель ГУ ЖКХ СО Вячеслав Тимошин, “данный проект закона разработан во исполнение ФЗ № 122. Причем ст. 153 указанного ФЗ определено, что при установлении органами государственной власти субъектов РФ мер социальной поддержки отдельным категориям граждан условия предоставления льгот не могут быть ухудшены по сравнению с нормами, действовавшими до 1 января 2005 года”. Разработанным документом устанавливаются меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг проживающих в сельской местности квалифицированных специалистов Государственной ветеринарной службы РФ, медицинских и фармацевтических учреждений, образовательных учреждений, учреждений культуры и государственных социальных органов. Кроме того, оговоренные в проекте закона меры социальной поддержки сохранены за перешедшими на пенсию квалифицированными специалистами, которые проработали в сельской местности более 10 лет и проживают там же. Предусмотрено, что специалисты ветеринарной службы и социальные работники будут получать коммунальные услуги бесплатно. Также бесплатно будут предоставляться услуги по содержанию, ремонту и теплоснабжению жилья специалистам медицинских и фармацевтических учреждений и членам их семей, педагогическим работникам и работникам культуры. Плюс к этому им будет предоставлена скидка в размере 30% по оплате электроэнергии. Возмещение расходов в сумме 177,7 млн рублей планируется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области.

По ком звонит колокол…

Однако если на заседании областного правительства проект данного закона прошел буквально “на ура”, то на следующий день комитет по финансам и бюджетной политике Самарской губернской Думы разработанный в недрах ГУ ЖКХ СО документ буквально разгромил. Тон дискуссии задал депутат Олег Савицкий, который совершенно справедливо увидел в законопроекте все признаки дискриминации. “Получается так, что ветеринары и социальные работники для села ценнее, чем медики, педагоги и работники культуры, которые не будут получать электричество бесплатно, а лишь со скидкой”, — заявил парламентарий. На сей счет Вячеславу Тимошину просто нечего было возразить, кроме маловнятных слов по поводу “соответствия федеральному законодательству” и еще менее вразумительных рассуждений о том, что-де врачи и учителя “и так больше зарабатывают”. В качестве последнего аргумента руководитель ЖКХ области сослался на то, что бюджет текущего года “уже устаканен”, при его верстке эти самые 177,7 млн руб. уже были учтены, а вот денег на бесплатное электричество для не являющихся ветеринарами и социальными работниками сельчан, извините, не предусматривалось! А надо-то всего чуть более 30 млн… Масла в огонь добавили претензии работников прокуратуры области, усмотревших несоответствие названия законопроекта его содержанию. Если речь идет о социальной поддержке вообще, то тогда вносите в текст законопроекта все предусмотренные федеральным правом льготы, а их хватает. Если же разговор касается только компенсационных мер по услугам ЖКХ — извольте изменить название документа. А коли так, заодно явите свету отдельные законопроекты по не связанным со сферой ЖКХ мерам соцподдержки сельчан в свете ФЗ № 122. Председатель думского бюджетного комитета Николай Уткин пытался выяснить, как быть с теми, кто живет в городе (в том же Тольятти или Жигулевске), а работает в пригородных селах? Ведь таковых сейчас немало… И что делать с жителями поселков городского типа, которые “еще не город, но уже не село”?

Таким образом, изрядно потрепанный губернскими парламентариями законопроект со скрипом был рекомендован к дальнейшему обсуждению на профильных комитетах Думы. А их будет еще минимум два, и в перспективе — жернова бюджетной согласительной комиссии. В кулуарах говорят о том, что на ближайшем пленарном заседании этот документ скорее всего пройдет процедуру первого чтения, после чего и будет отправлен обратно на доработку. В результате будет выигран еще один месяц…

Сергей Сычев, председатель правительства Самарской области (о мерах социальной поддержки проживающих в сельской местности жителей по оплате услуг ЖКХ):

— Проект закона, регламентирующего вопросы социального обеспечения бюджетной категории сельчан, является необходимым следствием как ФЗ № 122, так и постановлений еще Куйбышевского облсовета 1985-го и 1990 годов. Таким образом мы создаем необходимую правовую базу поддержки села в современных условиях. С 1 марта 2005 года ранее действовавшие льготы вступят в законную силу и будут закреплены. Речь идет о более чем 100 миллионах рублей из средств областного бюджета текущего года, которые были заложены еще при его формировании.

Вячеслав Тимошин, руководитель Главного управления ЖКХ Самарской области (о геоинформационной противопаводковой системе):

— В год мы собираемся охватывать разработкой и внедрением системы по одному району области. Но нет необходимости делать это для всех 27 районов. Наиболее опасными и рискованными являются только 17, прилегающих к бассейнам рек Волга, Большой Иргиз и ряда других. Полагаю, что лет через десять мы всех охватим. Любую прогнозируемую ситуацию система проработает практически моментально и так же быстро выдаст рекомендации по минимизации ущерба и противопаводковым мероприятиям. Нужно ли эвакуировать население, сколько для этого надо подать машин, какой должна быть система оповещения, каковы возможная площадь затопления и максимальный уровень воды, сколько времени продлится паводок — все это система даст. Вместе с созданием картографической подосновы работы по Кинель-Черкасскому району обошлись бюджету всего в 600 тыс. рублей. Что касается принятия конкретных решений, то этим будет заниматься специально созданная рабочая группа.

Игорь Никольский

Наша справка

По территории Самарской области протекает более 200 малых и средних рек, принадлежащих водосборному бассейну реки Волги. Большая часть из них относится к водотокам с преимущественно снеговым питанием. Во время весеннего половодья проходит большая часть годового стока — от 60 до 85%. Основой управления водным режимом Волжской хозяйственной системы служат узлы Волжско-Камского гидроэнергетического каскада. Куйбышевское (Жигулевское) водохранилище является крупнейшим не только на Волге, но и на всем Евразийском континенте. Через створ Куйбышевского гидроузла проходит до 97% волжского стока. Гидроузел перераспределяет естественный речной сток, задерживая излишки воды в половодье. На протяжении всего гидроэнергетического каскада — а особенно в низовьях Волги — сталкиваются интересы крупнейших водопользователей Волжской хозяйственной системы: рыбного и сельского хозяйства, экосистемы, энергетики, судоходства, рекреационной сферы, градостроительной деятельности.

21.02.2005

Новости рынка недвижимости

***