В прошлом крупнейшая китобойная держава мира — Россия — сегодня находится в первых рядах защитников этих морских млекопитающих. Такое мнение корр. ИТАР-ТАСС высказали в Федеральном агентстве по рыболовству в связи с отмечаемым сегодня Всемирным днем кита. Еще в 70-е годы прошлого века СССР был абсолютным лидером среди стран, занимавшихся индустриальным промыслом китов, с 43 проц мировой добычи, на два процента опережая второго китобойного гиганта — Японию. С 1946 по 1972 годы советские китобои добыли более 124 тыс китов, которые были переработаны, в основном, на крупнейших в мире плавбазах отечественной постройки.

Мясо и жир добытых китов в переработанном виде в основном использовались для добавления в кормовую муку для советского птицеводства и звероводства, ряд других побочных продуктов промысла направлялся в химическую, фармацевтическую, косметическую и парфюмерную промышленность. В СССР в отдельные годы китовое мясо поступало и в розничную продажу, причем по цене вдвое меньшей, чем говядина.

Во второй половине 70-х годов мировой китобойный промысел столкнулся с вызванной им самим проблемой стремительного сокращения популяции всех основных промысловых видов китов. В отдельные сезоны китобойные флотилии многих стран мира уничтожали в совокупности до 37 тыс китов. В 1986 году коммерческий промысел этих морских млекопитающих был запрещен Международной китобойной комиссией, которая с тех пор фактически функционирует в качестве мирового органа защиты китов.

С тех пор популяция китов у дальневосточных берегов России постепенно восстанавливается, хотя и не все с этим согласны. Группа независимых экспертов Международного союза охраны природы недавно заявила, что проект «Сахалин-2» по добыче нефти и газа на шельфе Сахалина смертельно опасен для серых китов. По их мнению, опасность представляет то, что нефтедобывающие платформы устанавливаются в зоне кормежки животных, здесь же прокладываются подводные нефтепроводы.

В Минприроды РФ придерживаются противоположного мнения. «Хозяйственная деятельность в районе Сахалина не наносит какого-либо ущерба популяции серых китов», — сообщили корр. ИТАР-ТАСС Алексею Филатову в ведомстве. В акватории, прилегающей к северо-восточному побережью острова, осуществляется постоянный экологический мониторинг с участием зарубежных научных и природоохранных организаций, отметил собеседник агентства. «По наблюдениям в период с 1994 года по сегодняшний день количество нагуливающихся здесь серых китов не уменьшается, — подчеркнул он.- Устойчивых негативных тенденций в распределении по акватории, питании и поведении китов не отмечено».

В свою очередь, как напомнили корр. ИТАР-ТАСС Николаю Гончарову в комитете по экологии Госдумы, с тех пор разрешение на промысел китов получают только ученые, «в исследовательских целях», и прибрежные народности, для которых промысел является «традиционной основой жизнедеятельности». По решению комиссии, аборигены Чукотки и Аляски имеют право добывать 280 китов в год. Квота на вылов этих морских млекопитающих выделена также для коренных жителей Гренландии и небольшой островной карибской страны Сент-Винсент и Гренадины.

В соответствии с мандатом МКК в минувшем году китобои Чукотки добыли 110 серых и одного гренландского кита. Как сообщил ИТАР-ТАСС зампредседателя Чукотского рыбохозяйственного совета Игорь Михно, охотники округа имели право на добычу 135 серых и 5 гренландских китов, «однако по ряду причин не смогли выбрать свою квоту, выделенную им международным сообществом».

В свою очередь, председатель правления Чукотской ассоциации зверобоев традиционной охоты /ЧАЗТО/ Владилен Кавры сообщил, что в округе действует около 40 бригад морских охотников, в которых занято около 300 человек. «В каких-то селах, — сказал Кавры, — едят больше моржа или нерпы, а кита им нужно немного. Так зачем им выделять большую квоту, которую они все равно не смогут освоить». В этой связи члены рыбохозяйственного совета, намерены к следующему сезону разработать новый механизм распределения «аборигенной квоты», основанный на результатах «мониторинга потребления китового мяса» в местах проживания коренного населения.

Чукотка — единственный субъект РФ, который имеет квоту на добычу морских млекопитающих, в том числе занесенных в Красную книгу. Мясо кита составляет 46 проц ежегодного рациона коренных жителей прибрежных районов Чукотки. Как отметил Михно, «жители традиционно готовят из этого морского зверя питательные блюда — «мантак» — вареную или сырую кожу с салом, «тахтук» — китовые почки с душком, приправленные топленым тюленьим жиром, и многое другое».

Помимо употребления в пищу, местные жители используют свою добычу для изготовления одежды и предметов искусства. Из сухожилий кита плетут прочнейшие и «водоотталкивающие» нити для шитья верхней одежды, рукавиц, летних и зимних торбазов (национальной обуви). Самые толстые и крепкие нити идут на сшивание байдар из моржовой кожи. Резьба по китовой кости, наряду художественными изделиями из бивней моржей, становится все более важным «бизнесом» коренных жителей Чукотки, который, вместе с тем, не угрожает самому существованию и благополучию истинных хозяев Мирового океана.

МОСКВА, 19.02.2005, 19.27.

Корр. ИТАР-ТАСС Светлана Голубева

ИТАР-ТАСС

*