Берлинале-2005: победила африканская "Кармен" (Би-би-си)
Можно ли исполнять арии из «Кармен» на языке африканского племени соса? Режиссер из ЮАР Марк Дорнфорд-Мэй считает, что можно, да еще как! Перед его экранизацией оперы Бизе не устояла даже высокая комиссия Берлинале, присудившая фильму «U-Carmen eKhayelitsha» главный приз фестиваля — «Золотого медведя».
Режиссер переносит романтическую историю Кармен и Дона Хосе из Севильи 19 века в один из современных южноафриканских тауншипов.
Кармен (в исполнении Полин Мэйлфэйн) показана здесь как сильная и раскрепощенная женщина, не отказывающаяся от права на личную свободу даже перед лицом смерти.
Это образ, разрывающий с клишированным представлением о «фатальной цыганке» эпохи Бизе. Ведущие роли в фильме исполняют артисты театральной группы «Dimpho Di Kopane».
«Серебряного медведя» получил китайский фильм «Павлин» — дебютная работа режиссера Гу-Шанвэя. Павлин — китайский символ счастья. В картине показана жизнь рядовой семьи, живущей своими частными интересами после завершения эпохи грандиозных проектов культурной революции. Два инвалида находят друг друга, оказываются в жизни более везучими, чем их здоровые родственники.
Приз за лучшую режиссерскую работу достался Марку Ротемунду (Германия) за «Последние дни Софи Шолль» — трагическую историю группы антигитлеровского сопротивления «Белая роза». Исполнительница главной роли в этой драме, Юлия Енч, удостоилась высшей награды фестиваля за лучшую женскую роль.
Лучшим исполнителем мужской роли назван молодой актер Лу Тэйлор Пуччи, сыгравший в американском фильме «Thumbsucker» (режиссер Майк Миллз): 17-летний тинейджер, до сих пор «сосущий палец», понемногу начинает присасываться к наркотикам…
Награда за лучшую киноэстетику досталась китайцу Цань Миньляню («Tian Bian Yi Duo Yun», КНР-Тайвань-Франция), а за лучшую музыку — французу Александру Деспальту («Удар, проигранный моим сердцем»). Золото за лучшее короткометражное кино досталось шотландцу Питеру Мэкки Бернсу («Молоко»).
Многие кинокритики считают, что слабым местом фестиваля является желание его организаторов привлечь к программе звезд первой величины любой ценой, вне зависимости от художественной ценности самих фильмов. В качестве приятного исключения называется, в частности, крайне эстетский фильм Александра Сокурова «Солнце», который, однако, не выиграл ни одной номинации.
В этом году Берлинский кинофестиваль побил все рекорды. За время его проведения состоялось около 1100 киносеансов, на которых было показано три с половиной сотни фильмов. Всего было распространено 400 тысяч билетов, из них почти половина — через сеть свободной продажи. В Берлин было аккредитовано 17 тысяч журналистов из 120 стран.
Специалисты считают, что успех Берлинале связан с повышением статуса европейского кинорынка, на котором объемы продаж выросли за последний год на 30%.
Кстати, специальный приз «Голубой ангел» (25 тысяч евро) за лучшее европейское кино достался палестинцу Хани Абу-Ассаду за ленту «Paradise Now», рассказывающую о последних часах жизни двух террористов-самоубийц. Тема, конечно, очень кассовая…
Владимир Гузман
Берлин, для bbcrussian.com
19 февраля 2005 г., 21:55 GMT 00:55 MCK
*