Заместитель директора по внешним связям и продажам автобусов ОАО «НефАЗ» Виктор Васецкий сообщил „Ъ“, что на днях на предприятие голландской фирмы PlaccoEssmi будет отправлен автобус НефАЗ-52991, где будет осуществлена его внутренняя отделка. После этого компания DAF намерена презентовать транспортное средство на ближайших европейских автомобильных салонах. Таким образом, вступила в решающую фазу реализация договора о голландско-башкирском сотрудничестве в производстве и продвижении автобусов класса «Туризм». Как стало известно „Ъ“, скорее всего НефАЗ-52991 на европейском рынке будут продаваться под маркой DAF.

НефАЗ-52991 может поменять

башкирскую прописку на голландскую

__________________________________________________________

Ъ ОАО «Нефтекамский автомобильный завод» (Нефтекамск, Башкирия, входит в группу «КамАЗ») выпустило в 2004 году 870 пассажирских автобусов, 690 вахтовых автобусов, 10,5 тыс. самосвалов и 5,9 тыс. ед. прицепной техники. Объем выпуска товарной продукции ОАО «НефАЗ» в 2004 г. вырос по сравнению 2003 г. на 39,9% — до 4,5 млрд руб. Основными акционерами ОАО «НефАЗ» являются ОАО «Кам-АЗ», которому принадлежит 50,02% акций предприятия, и Республика Башкирия — 25,02% акций предприятия. По итогам прошлого года «НефАЗ» занимал 29% на российском рынке производства автобусов.

_____________________________________________________________

Туристический автобус НефАЗ-52991 рассчитан на 44 посадочных места, и в стандартной комплектации оснащен V-образным дизельным двигателем с турбонаддувом КАМАЗ-740.50-360 (Евро-2) мощностью 256 КВт и немецкой коробкой передач ZF. Автобус оборудован кондиционером, биотуалетом и водительским спальным отсеком. Стоимость этих автобусов в России составляет около 136 тыс. евро.

Как сообщили в руководстве ОАО «НефАЗ», после презентации автобуса НефАЗ-52991 класса «Турист» на Московской международной выставке в августе 2003 года, где он получил диплом в номинации «Лучшее в автомобильном дизайне», автобусом заинтересовались представители голландского концерна DAF, известного производителя грузовиков и двигателей. Они предложили «НефАЗу» сотрудничество по продвижению этих автобусов в Европе. Интерес DAF к нефтекамским автобусам такого класса источник в «НефАЗе» объяснил тем, что голландская компания, в отличие от конкурентов из Mercedes Benz и Volvo, не имеет в своей линейке производимой продукции автобусов. В свою очередь, руководство ОАО «НефАЗ» было крайне заинтересовано в возможности выйти с этой продукцией на европейский рынок, так как на внутрироссийский спрос надежд было мало — с момента презентации автобуса НефАЗ-52991 нефтекам-ский автозавод смог продать всего два экземпляра российским покупателям в комплектации двигателями КАМАЗ-740.50-360 (Евро-2). Но для того, чтобы выйти на европейский рынок, необходимо было оснастить автобус двигателем стандарта Евро-3 и конкурентоспособной отделкой салона. По словам представителя нефтекамского завода, «мы искали выхода в Европу, пытались поставить на автобус мерседесовский движок, но в Mercedes Benz к нашей идее отнеслись холодно». Таким образом, предложение DAF попало в подготовленную почву. В конце 2003 года генеральный директор ОАО «Нефтекамский автозавод» Раиф Маликов заявил об успешном окончании переговоров с корпорацией DAF о совместном продвижении НефАЗ-52991 в страны Африки и Ближнего Востока. В качестве более отдаленной перспективы он назвал планы продвижения автобуса в Нидерланды, Германию и Францию.

Согласно подписанным договоренностям, голландский концерн предоставил «Неф-АЗу» для тестирования три шестицилиндровых двигателя DAF ХЕ 280С (Евро-3) мощностью 280 кВт. Два из них для тестирования были установлены на городской и пригородный автобусы «НефАЗ», а третий был смонтирован на автобусе класса «Турист» НефАЗ-52991.

Как сообщил „Ъ“ вчера заместитель директора по внешним связям и продажам автобусов ОАО «НефАЗ» Виктор Васецкий, в настоящее время автобус сварен и покрашен. В таком виде он в ближайшие дни будет доставлен на предприятие фирмы PlaccoEssmi (Эрсель, Голландия) где произведут внутреннюю отделку автобуса. При этом будут присутствовать специалисты «НефАЗа», которые оценят уровень работ и получат необходимую документацию, с тем чтобы в последствии самим проводить эти работы в Нефтекамске на конкурентоспособном уровне. Кроме внутренней отделки салона автобуса, в Голландии пройдет тестирование на совместимость двигателя DAF с шасси автобуса.

Господин Васецкий подтвердил, что переговоры с DAF «НефАЗ» вел напрямую, а не через ОАО «КамАЗ», «дочкой» которого является нефтекамский автозавод. При этом он отказался сообщить, под какой торговой маркой будут продаваться в Европе автобусы, добавив, что «пока делаются первые шаги, и об этом рано говорить». «Сначала надо сделать хороший автобус европейского уровня, а потом говорить о его торговой марке». Впрочем, на заводе не исключили, что нефтекамские автобусы будут известны в Европе под маркой DAF. В пользу этого говорит тот факт, что автобус войдет в состав экспозиции DAF на нескольких ближайших европейских автомобильных салонах и выставках.

Виктор Васецкий отказался назвать цену, по которой будет продаваться автобус в комплектации DAF, и планируемый объем продаж, объяснив это тем, что прежде нужно оценить стоимость его внутренней отделки. По его словам, «сначала надо узнать реакцию потенциальных покупателей», однако при этом выразил надежду, что автобус окажется конкурентоспособным на жестком европейском рынке. «Стоимость автобуса в любом случае будет несколько ниже, чем у сравнимых по классу европейских автобусов», — сообщил господин Васецкий (стоимость нового автобуса Mercedes Turismo в минимальной комплектации составляет свыше 320 тыс. евро — „Ъ“). «Мы оцениваем этот бизнес как очень серьезный» — заявил господин Васецкий. В свою очередь директор автобусного производства Забир Гарипов заявил „Ъ“, что «с этим проектом мы выходим на серьезный международный уровень».

В руководстве ОАО «НефАЗ» „Ъ“ также сообщили, что планируют выпускать новые автобусы на собственных производственных мощностях, впрочем, они не исключили и другие варианты, например, размещение производства части автобусов на мощностях DAF.

АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВ

«Коммерсантъ» в Казани»

    №30 от 19.02.2005, СБ

"Коммерсантъ" в Казани"

***