Денис Колодин оказался в сборной России после чемпионата Европы-2004, куда главный тренер сборной России вынужден был повезти группу молодых защитников. В их число Колодин не попал, да и сейчас его трудно назвать твердым игроком основного состава национальной команды. Но он – в «обойме». Регулярно вызывается, выходит на замены. Сыграл официальный матч против словаков. Его перспективы оцениваются очень высоко, особенно с учетом того, что конкуренции в линии защиты сборной сейчас практически. Карьера Колодина вообще развивается достаточно странно. Вот уже много лет он регулярно называется в числе самых перспективных игроков страны, но оценить всю степень таланта Колодина никто толком не мог, поскольку он играл в среднем, ничем не выделяющимся «Уралане». В прошлом году Колодин сменил Элисту на Самару, выиграл медали чемпионата, попал в состав сборной. В общем вышел на новый виток…

– Начнем, пожалуй, со сборной, Денис. С матча против итальянцев. Какие от него остались впечатления?

– Я никогда не играл против команд такого уровня, против таких звезд, поэтому мне было очень интересно. Посмотрел на «живых» Тотти и Вьери! Жалко, что мало сыграл. Хотелось бы, конечно, провести на поле побольше времени, но это решать главному тренеру. В любом случае, самые приятные ощущения остались от этой игры.

– Как вам было противостоять итальянским звездам, не страшно?

– Я больше с Гаттузо на поле сталкивался, он не такой звездный, как другие… Но, честно говоря, все очень быстро произошло. От моего выхода на поле и до финального свистка, такое ощущение, прошло одно мгновение. Раз, и все кончилось. Играл себе и играл, не обращал особого внимание на то, кто мне противостоит в конкретном единоборстве.

– Приглашение в сборную стало для вас неожиданным, или были готовы к нему?

– И того, и другого понемногу. С одной стороны, не ожидал этого, с другой – был готов. Понимал, что в России сейчас дефицит с защитниками, а я играю в основном составе одного из ведущих клубов страны.

– А внутри сборной сейчас все нормально? Создается такое ощущение, что не очень все хорошо.

– А какие могут быть проблемы? Приезжаем, тренируемся, играем. Вроде бы все нормально. Не знаю, как было раньше, но сейчас у меня нет ощущения, что я нахожусь в проблемном коллективе.

– Ситуация с выборами президента РФС сказывается?

– Вряд ли. Если бы это была команда, в которой мы находились регулярно, это бы сказывалось. Но игроки приезжают в сборную не так часто и на короткое время. Как-то не до выборов президента нам. Нужно делать свое дело, вот и весь разговор.

– Но газеты-то вы наверняка читаете. А там некоторые кандидаты в президенты заявляют, что если выиграют выборы, отправят Ярцева в отставку. Достаточно трудно в этой ситуации, согласитесь, настроиться на нормальную работу?

– Я не соглашусь. Ну, уйдет Ярцев и уйдет. Придет кто-то другой. Такова жизнь. Мы же должны выполнять свою работу прямо сейчас, в данный конкретный момент. Если есть некоторое подвешенное состояние, что же теперь, не играть? Скоро отборочные матчи и их нужно выигрывать. Да и газет я особо не читаю, все время на сборах. Некогда их читать, да и взять негде.

– Вспомним конец предыдущего отборочного цикла, или сам чемпионат Европы, где сборная, хоть и уступила португальцам и испанцам, но боролась, проявляла характер. Сейчас, такое ощущение, этого нет, игроки делают свою работу на автомате. Поэтому и идут разговоры о проблемах в сборной.

– Мне кажется, что сборная как играла тогда, так и играет сейчас. Другое дело, что, может быть, сейчас у нас не очень получается. Не обыграли словаков, этот кошмар с Португалией. Понятно, почему люди так говорят. Но ведь у всех бывают черные дни, никто не застрахован от неудач. Черная полоса закончится и обязательно начнется белая. Так всегда бывает.

– То есть в сборной настроены на самый высокий результат?

– Да. Я думаю, мы решим задачу и попадем на чемпионат мира. Ситуация в группе не смертельная, шансы у нах хорошие. Посмотрим, что получится в ближайших играх.

– Может быть, все эти разговоры, предположения идут от того, что сборная вообще, как факт, теряет свою престижность?

– Не думаю, что сборная теряет престижность. И никогда не потеряет. Во всяком случае, сейчас я в этом уверен. Кто знает, может быть, ребятам сыгравшим за сборную по 50 игр, уже неинтересно, а мне, сыгравшему три неполных матча, пока что очень даже интересно.

– Что, кроме морального удовлетворения, может дать футболисту сборная?

– Люди тебя узнают, желают удачи. Приезжаешь в родной город, все спрашивают про сборную, поддерживают. Это приятно, такое внимание.

– Вам интересно, кто будет президентом РФС?

– Интересно.

– Есть какие-то предпочтения среди кандидатов? Говорят о Мутко, Тарпищеве, Абрамовиче…

– Я как-то не задумывался над этим – не мой вопрос. Думай над этим, не думай, ничего от этого не изменится. Не я выбираю президента РФС.

– Вы сейчас в Волгогораде, Денис, отдыхаете. Что люди говорят о ситуации с «Ротором»?

– Что говорят… Расстроены сильно. Болельщики в шоке. Сколько лет команда играла в высшей лиге и вдруг такое. Но «Ротор-2» остался во второй лиге, люди работают над тем, чтобы эту команду укреплять и возвращать в премьер-лигу. Как я понял, там ставится задача уже в этом году попасть в первую лигу. Надеюсь, так и будет. Хочется чтобы мой родной город видел футбол самого высокого уровня.

– Вы воспитанник волгоградского футбола, но в «Роторе» никогда не играли. Хотя логично было предположить, что из «Олимпии» вы должны были перейти именно в «Ротор», а никак не в «Уралан». Были варианты на эту тему?

– «Олимпия» и «Ротор» – два разных клуба. Никакой взаимосвязи. Но «Ротор» так не считал, и хотел брать молодых игроков из «Олимпии» бесплатно. Просто так. «Олимпия» футболистов воспитывает, а «Ротор» забирает себе. Такая была постановка вопроса. А «Уралан» заплатил деньги. Меня в «Ротор» звали, но я не пошел бы.

– Не пошли бы? А если бы по деньгам договорились?

– Тогда бы пошел. Хотя уже точно всей ситуации не помню: пошел бы, не пошел. Дело прошлое.

– С Горюновым знакомы?

– Нет.

– А из «Уралана» с кем-то отношения поддерживаете? Там, кстати, сейчас ситуация схожа с роторовской – никакой ясности.

– Я в прошлом году, когда выходные были, ездил на пару игр «Уралана». Там друзья играли, еще со времен «Олимпии». Сейчас, правда, совершенно непонятно, что будет за команда и будет ли вообще, но если она останется, то и в этом году обязательно съезжу, посмотрю как там дела.

– В одном из интервью вы сказали, что в Элисте вам было очень хорошо. А ведь, говорят, что в бытовом плане столица Калмыкии не самое привлекательное место.

– Так там полкоманды волгоградских ребят было. Все «олимпийцы». Друзья. Кто в «дубле», кто в «основе». Не скучали. Когда один в чужом городе, без друзей, тогда трудно, а когда рядом друзья, никаких бытовых неудобств не замечаешь. Там вообще отличный коллектив был, мы очень дружны все были. «Уралану» просто немного не повезло в 2003 году, вылетели.

– Многие сейчас винят в этом Шалимова…

– Мы все виноваты, нельзя все валить на тренера. Нас очень сильно тогда «подкосили» первые туры. Мы играли против московских команд и получили на старте «ноль». Начали паниковать, все на нервах. Потом еще мы с Циклаури по пятиматчевой дисквалификации заработали, подвели команду. Вообще интересная история там произошла, в Санкт-Петербурге. Убили нас там тогда конкретно, и красную я хоть и заслужил, но до сих пор не пойму, за что мне пять матчей дали? Там полкоманды на судью набросилось, но я в этом не участвовал, меня сразу оттащили.

– Вы и 2004-й год начинали в «Уралане», хотя были предложения от ЦСКА и «Зенита». Так хорошо было в Элисте, что были готовы играть в первом дивизионе?

– У меня был действующий контракт и никто меня отпускать не собирался. Сказали, что надо помочь команде вернуться в премьер-лигу. Но я бы, наверное, все равно ушел, если бы не Леонид Слуцкий, ставший главным тренером. Ему я отказать не мог, ведь он был моим тренером еще в «Олимпии», нянчился с нами.

– Но чемпионат вы начали в премьер-лиге, в составе «Крыльев».

– В Элисте поняли, что денег на возвращение в премьер-лигу они не найдут и меня продали.

– То есть, получается, Самара не ваш выбор? За вас выбирало руководство «Уралана»?

– Получается, что так. Но там как все произошло: до начала чемпионата оставалось несколько дней и Самара сумела оперативно решить все вопросы.

– Вам все равно было, или были какие-то личные предпочтения?

– По большому счету – все равно. Не хотелось играть в первой лиге. Ну, а когда в Самару приехал, понял, что все сложилось более чем удачно. Ничего подобного я даже и представить себе не мог.

– Такое отношение болельщиков к футболу, как в Самаре, где-нибудь встречали?

– Нет, конечно.

– Кстати говоря, вашим переходом занимался «Уралан» или этот вариант нашел агент?

– «Уралан».

– С агентами не имеете дела?

– Было один раз, когда у меня контракт закончился.

– Помог?

– Нет. Я играл себе в Элисте, и играл. Агент, наверное, нужен, когда ты во второй лиге играешь, и хочешь перейти в клуб уровнем выше. А когда ты в премьер-лиге, на виду, здесь и без агента покупатели найдутся. Вопрос цены.

– Вы играли в «Уралане», не самом сильном клубе-премьер-лиги и знали, что вами интересуются ЦСКА, «Зенит», «Крылья» – лидеры российского футбола. Вы были внутренне готовы к игре на таком уровне?

– А чем уровень «Уралана» был слаб? Играли против тех же команд, в той же лиге. В чем разница?

– В уровне задач.

– Задача, по сути, везде одна: выходишь и бьешься. Неважно на первом месте ты идешь, или на последнем. Нужно выкладываться в каждом матче, независимо от твоего статуса и статуса твоего соперника.

– Как вам недавнее награждение, понравилось?

– Да, здорово было. Все было классно сделано, настоящий праздник! У меня ведь это первый такой праздник в жизни. И это очень приятное ощущение, когда ты чего-то выиграл.

– С момента этой победы прошло несколько месяцев, не притупились ощущения?

– Зато как приятно вспомнить это снова!

– В прошлом сезоне мог бы результат быть лучше? Или «Крылья» заняли свое место?

– Конечно, мог бы. Могли и первыми спокойно стать, если бы не те две игры. С «Зенитом» и еще кем-то, уже не помню. Два поражения подряд, и прощай шансы на «золото». Очень обидно. Не хватило нам силенок на эти матчи. Хорошо еще, что вырвали очко у ЦСКА и третье место заняли. Могло и этого не быть. Ведь не слабее «Локомотива» и ЦСКА мы были, уверен в этом. Просто в ключевой момент допустили ошибки, а конкуренты обошлись без потерь. Мне вообще тот чемпионат понравился. Не было в нем слабых команд. Все боролись, любой мог фаворита «зацепить», даже «Ротор».

– В этом году стоит ожидать того же?

– Я думаю, что да.

– Много сейчас команд можно включить в список фаворитов?

– ЦСКА, «Локомотив», «Спартак», «Зенит», «Крылья». Возможно, что и еще кто-нибудь подключится, без сюрпризов редко ведь дело обходится.

– Вы ведь в свое время играли в нападении, умеете забивать. Гаджиев требует от вас подключаться в атаку?

– Скажем так: он не запрещает. Главное, чтобы обдуманно это было. Чтобы страховали твою зону.

– В матче с Италией Ярцев вас выпустил на позицию опорного полузащитника. Нормально себя на этом месте чувствуете?

– Я не в первый раз играл «опорника». В «Олимпии» частенько это делать приходилось, в «Уралане» несколько игр было, да и в прошлом году, последние туры, с ЦСКА и «Сатурном», играл именно на этой позиции. Мне даже нравится. Больше возможностей для подключения в атаку, вариантов для творчества.

– Денис, как вы относитесь к лимиту на иностранных игроков, который с этого года введен в российском чемпионате?

– Я думаю, это правильное решение. Сейчас куда не посмотришь, везде одни легионеры. Россиян в составах некоторых команд вообще не найдешь. А они должны быть. У нас есть и свои хорошие футболисты.

– Но их не так уж и много, правда?

– Да, дефицит есть, к сожалению. По сборной, наверное, все видно. По ее выступлениям.

– А чего, как думаете, может реально сейчас добиться сборная?

– Задача: попасть на чемпионат мира. Вот к этому и будем стремиться. А там посмотрим.

– В «Крыльях» вы взяли довольно редкий 55-й номер. Случайно или причина какая-то есть?

– Да нет, никаких особых причин. Я пришел в команду за два дня до начала чемпионата, посмотрел, что осталось и выбрал этот.

«Олимпия» и «Ротор» – два разных клуба. Никакой взаимосвязи. Но «Ротор» так не считал и хотел брать молодых игроков из «Олимпии» бесплатно. Просто так. «Олимпия» футболистов воспитывает, а «Ротор» забирает себе. Такая была постановка вопроса. А «Уралан» заплатил деньги. Меня в «Ротор» звали, но я не пошел бы». «Это сейчас Колодин под два метра. А в десятом классе его рост был 172 сантиметра. Комплексовал он по этому поводу очень сильно, хотя играл в нападении и забивал больше всех голов. Некоторые называли его беспереспективным, а я был уверен, что из него выйдет толк» – эти слова принадлежат Леониду Слуцкому, тренировавшему Колодина сначала в волгоградской «Олимпии», а затем в элистинском «Уралане». Кстати говоря, все спортивные достижения Колодина связаны именно с последним годом, когда он перешел в «Крылья Советов». За это время молодой защитник сумел поучаствовать в финале Кубка России и выиграть бронзовые медали первенства страны. До этого в карьере Колодина был лишь один титул – чемпион ДФЛ-1996.

Антон Третяк

«Мой футбол»

17 февраля 2005 года.

"Крылья Советов" Самара.

*