Как я покупала модем. «Господи, какое счастье, что мне на самом деле не нужно ничего покупать в компьютерных магазинах!». К такому весьма нерадостному заключения пришла наш корреспондент Полина Коновалова после посещения четырех самарских компьютерных фирм.

Все познается в сравнении

Возможно, если бы пять дней назад меня и мою подругу не обслужили с таким вниманием и терпением в одном из отделений известной сети парфюмерных магазинов, мои впечатления были иными. Но факт остается фактом: благодаря профессионализму продавцов мы реально «оставили» в кассе магазина сумму в три раза превышающую ту, которую я намеревалась потратить виртуально в одном из магазинов, торгующих компьютерной техникой.

По журналистской «легенде» я собиралась купить модем и видеокарту для уже имеющегося компьютера, рассчитывая потратить три тысячи рублей. Основные характеристики компьютера были записаны на листочке: Intel 865G, Cel IV – 2000, память – 512 Mb, HDD – 160 Mb.

Признаюсь, я ничего не понимаю в компьютере, как и большинство моих знакомых. Нам нужен компьютер для работы, мы смотрим на нем фильмы и слушаем музыку, играем в игры и рисуем. И, слава богу, у нас есть, кому за ним следить. А если рядом с вами не оказалось того, кто готов бескорыстно помогать вам в освоении компьютерного мира, что делать тогда? Ответ очевиден – довериться продавцу компьютерного магазина. А кому же еще!

Боец невидимого фронта по имени Саша

Отправляясь на задание, я решила зайти в магазины, расположенные недалеко от моего дома.

В первом компьютерном магазине покупателей не было. На витринах лежали компьютерные запчасти без цен и названий. Две продавщицы продолжали беседовать между собой, не обращая на меня никакого внимания. Увидев на полках коробки с надписями «modem», я обратилась к продавцам:

— Мне нужно купить модем и видеокарту.

— Люда, а Саша на месте? А то я по видеокартам не смогу ничего рассказать.

— Саша, — крикнула куда-то в глубь магазина одна из продавщиц, — тут спрашивают видеокарту.

— У нас нет видеокарт, — раздался Сашин голос. (На окнах магазина были надписи: «Компьютеры для дома и офиса. Компьютеры и оргтехника». «Солидно», — подумала я перед тем, как войти внутрь.)

Оставалось заняться выбором модема.

— Какая у вас подстанция, новая или старая?

— 66, — ответила я.

Продавщица взяла прайс-лист и, подойдя к витрине, начала его «озвучивать» и сверять с надписями на коробках. Мне было предложено три варианта:

— Модем D – Link DU – 562 M Usb ext – 1027 руб.

— Модем Ctenius 57600 ext Usb – 795 руб.

— Модем USR Sportster 56600 ext – 1490 руб.

— А какой лучше?

— Первый. Известная фирма, специализирующаяся на системных устройствах. Гарантия полгода.

На двери магазина висел листок, на котором было написано: «Спасибо за покупку. Ждем вас снова».

Тень отца Гамлета

Обстановка во втором магазине неуловимо напоминала … обстановку в первом. Покупателей не было. На витринах лежали какие-то компьютерные детали без ценников. В разных углах комнаты спиной к двери за компьютерами сидели двое мужчин, их функции так и остались для меня загадкой. За столом лицом к входу сидела девушка, над ее головой висела табличка с надписью «оплата Интернета». К ней я и решила обратиться:

— Я хотела бы купить модем.

— У нас дорогие модемы.

Боже, подумала я, неужели я так бедно выгляжу?! Здесь бы и уйти, но я решила выяснить все до конца. Продавщица, я, правда, до сих пор так и не уверена в том, что она являлась таковой, поскольку ничто в ее облике не указывало на профессиональную принадлежность, обвела мне в прайсе предлагаемые факсмодемы. Цена внешних «росла» от 1148 до 2985 рублей. Внутренний модем стоил 976 рублей. Какой брать? Неожиданно из-за моей спины возник мужчина:

— Возьмите внутренний, не волнуйтесь, будет хорошо работать.

Кто был этот незнакомец, посоветовавший мне сэкономить, – так и осталось тайной.

Немного солнца в холодной воде

По дороге в третий магазин, пребывая в унынии после «незаинтересованного» обслуживания в двух предыдущих, я пыталась успокоить себя фразой, что «сегодня не день Бэгхэма». Как вдруг…

На крыльце перед магазином курили двое мужчин. Увидев, что я направляюсь к входу, один из них, бросив недокуренную сигарету, поспешил за мной.

— Добрый день, чем я могу вам помочь?

— Мне нужен модем.

После нескольких уточняющих вопросов продавец предложил мне модем — D – Link DFM – 562E Модем внешний Conexant data/fax/voice V.90/92 по цене 1073 руб. с учетом скидки. С гарантией на год. В ответ на мою просьбу все подробно записать на моем листочке, мне предложили подробную распечатку с картинкой! Так я получила приятную возможность, изучать все характеристики дома в спокойной обстановке.

— Приходите, пожалуйста, — сказали мне на прощание.

Забегая вперед с выводами, отмечу: в двух магазинах продавцы по моей просьбе старательно переписывали на мои листки характеристики рекомендованных моделей, в третьем — обвели ручкой нужное в прайсе. И ни в одном из трех магазинов со мной не здоровались и не прощались. Зачем? Пустая формальность.

Не думай о секундах свысока

В последнем, четвертом по счету, магазине были очень красивые витрины. Перед каждым выставленным в них предметом стоял фирменный ценник. Сразу было ясно, чему в фирме уделяют особое внимание. Было приятно разглядывать товары, и одновременно неприятно осознавать, что до тебя никому нет никакого дела: один продавец вел милую беседу за столиком со своим приятелем (справедливости ради, замечу, — о компьютерах), другой красиво расставлял товар в одной из витрин. Это важно, подумала я и все-таки осмелилась спросить:

— Вы продавец?

— Да, что вы хотели? – ответила спина.

— Я хотела бы купить модем и видеокарту.

— Подождете секунду? – риторически спросила спина.

Я промолчала. Несколько минут, глядя на фирменную красную спину продавца, я восхищалась чужим умением выбирать приоритеты. Честно выполнив свою работу, спина наконец-то обернулась лицом ко мне. Мы прошли за компьютер и мне порекомендовали приобрести: модем – Acorp Sprinter – 1241 руб. и видеокарту — GIGABYTE GEFORCE FX 5500 128 MB – 1782 руб. Несколько минут неприкаянности с одной стороны, несколько минут внимания – с другой…

P. S. Как иногда нас раздражает назойливое «чем я могу вам помочь?». Особенно в тех случаях, когда мы прекрасно знаем, что ищем и собираемся купить. Но ведь бывает, что помощь продавца не только уместна, но и крайне необходима, когда ты или не компетентен, или затрудняешься с выбором товара.

Я намеренно не комментирую рекомендации продавцов, не о товарах речь. Речь о том, как покупатель, собирающийся сделать покупку, был мало кому интересен в трех из четырех самарских магазинов. И о том, что одного желания потратить три тысячи рублей, немалые, как мне кажется, деньги, недостаточно. Практика показала, что необходима компетентность, только почему-то не продавцов, а потребителей.

P. P. S. Наш корреспондент побывала в компьютерных магазинах: TVs, Radiant, MAXI, Прагма.

От редакции «Самара Сегодня»: Понимаем, что это сюжет — типичен не только для для одного города, о котором мы рассказали, но в торговом городе Самаре недостаток торговой культуры чувствуется весьма ощутимо.

Публичная торговля потребительскими товарами является частью культуры общества, и для хорошей организации торговли не нужно ждать каких-то законодательных решений и постановлений: надо просто стремиться хорошо делать свое дело – хорошо продавать! Казалось бы, азбучные истины, но как каждый ребенок, вырастая, снова и снова повторяет: «квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов». В просторечье это теорема про «Пифагоровы штаны», но как ее не назови – ее надо выучить, чтобы знать.

Так и в реальной жизни: надо учиться простым, привычным понятиям и правилам, таким как вечное «покупатель всегда прав»… Может быть, потому так много ошибок в сегодняшней нашей жизни, не только у продавцов компьютерной техники, что мало и плохо учили простые понятные правила…

*