В 2004 году в России было продано около 1,6 млн легковых автомобилей, что примерно на 100 тыс. машин больше показателей позапрошлого года. По оценкам PriceWaterhouseCoopers, всего в 2004 году продажа легковых автомобилей в России в стоимостном выражении составит 17,9 млрд долл. против 13,3 млрд долл. в 2003 году, причем около половины всего объема продаж (около 9 млрд долл.) приходится на новые иномарки. Российских же легковых автомобилей продано примерно на 5,2 млрд долл…

Итоги 2004 года по продажам иномарок превзошли самые оптимистичные ожидания аналитиков. Общие продажи новых автомобилей иностранного производства выросли по сравнению с позапрошлым годом на 83% (в 2003 году -75%) и составили более 350 тысяч машин. Причем на этот раз компании быстро сориентировались и к лету увеличили свои заявки на новые машины с заводов, что помогло удовлетворить ажиотажный спрос на многие модели. Благодаря увеличению квот именно во второй половине года большинство компаний резко увеличили свои продажи.

Удовлетворить растущие потребности российских потребителей иностранные автокомпании смогли во многом благодаря расширению своих дилерских сетей. РБК.Рейтинг попробовал оценить эффективность сетей крупнейших мировых автокомпаний и российских заводов по отношению общего объема розничных продаж к общему количеству официальных дилеров той или иной марки.

Своими российскими дилерами большинство автокомпаний занялось относительно недавно, где-то к началу нового века. В 90-е же преобладал стихийный подход к продажам иномарок, в результате чего по отдельным маркам объем «серых» продаж вполне мог быть сопоставим с официальными поставками. Например, у почти родной для многих россиян узбекско-корейской Daewoo вообще не было системы официальных дилеров. Компания придерживалась принципа — дилер тот, кто покупает машины у производителя, поэтому торговали Daewoo все кому не лень.

Однако в последнее время усиление борьбы за потребителя привело к необходимости обязательного пред- и послепродажного обслуживания автомобиля, что без официальных дилеров не мыслимо. Поэтому сейчас практически каждая компания имеет четкую сеть официальных дилеров, величина которой может свидетельствовать о заинтересованности компании российским рынком.

На первых местах в рейтинге компании, лидирующие и по объемам продаж – «АвтоВАЗ», Toyota и Hyundai. Наиболее эффективными оказались продавцы японской компании, где на каждого официального дилера приходится свыше 2,5 тыс. проданных автомобилей. Причем, на лидирующих позициях оказалось и люксовое подразделение Toyota – Lexus, три дилера которой за год умудрились продать почти 1200 машин. Однако, по мнению большинства экспертов, столь высокие обороты по Lexus связаны, скорее всего, с недавним входом марки на российский рынок.

Корейская Hyundai, по итогам прошлого года ставший лидером по продажам новых иномарок в России, планирует реорганизовать систему дистрибьюции. Фактически, сейчас у марки в России две сбытовых сети. Пока Hyundai корейской сборки продают дилеры компании «Карнэт-2000» (входит в «Рольф-холдинг»), а машины, собранные в России, — дилеры Таганрогского автозавода. В 2004 году в России было продано 50 686 автомобилей Hyundai. Из них около 25 000 продала компания «Карнэт-2000», генеральный импортер корейской компании, остальное пришлось на автомобили производства ТагАЗа. Теперь Hyundai добивается, чтобы эти дистрибьюторы действовали согласованно, а их дилерская сеть была единой. Ведь по итогам 2005 года компания планирует продать свыше 100 тыс. машин.

В этом году практически все компании стремятся как можно быстрее расширить количество своих дилеров. Предпочтение в продвижении отдается сейчас регионам, так как в столице рынок уже достаточно насыщен, в то время как авторынок в провинции практически не занят.

РБК

*