Волна митингов в регионах против монетизации пошатнула рейтинг доверия к центральной власти. Правительство и администрация президента, почти уверовавшие в незыблемость своего положения, начали судорожно искать выход из ситуации.

Разумеется, приостанавливать непродуманную реформу (а когда в России вообще реформы кто-то просчитывал?) власть не собирается, поскольку это будет равносильно самоубийству. Для дальнейшего же закручивания гаек у власти просто нет ресурсов – речь идет о сотнях тысяч и даже миллионах недовольных. Но и не замечать массового движения стало уже невозможно.

В первые дни массовых акций протеста имели место попытки возбуждения уголовных дел против организаторов митингов. Но найти зачинщиков стихийных выступлений оказалось столь трудно, что правоохранители начали хватать первых попавшихся. В итоге суды вынуждены либо ограничиваться символическим наказанием, либо вовсе оправдывать обвиняемых в административных правонарушениях. Затем организаторами и подстрекателями были объявлены левые и правые политические партии, некие темные антипрезидентские силы, которым на руку начавшиеся акции протеста.

Ответственными за провал монетизации объявили губернаторов, но пока до персоналий дело не дошло. Над этим сейчас работает Счетная палата, начавшая проверку исполнения непопулярного закона в нескольких регионах – в Тульской, Амурской областях, Санкт-Петербурге и др.

Федеральный Центр и «Единая Россия» пытаются имитировать поддержку президента и его реформ гражданами. Вообще имитация сильной власти, оппозиции, политической жизни, реформ, вечной стабильности в обществе стала самой точной характеристикой деятельности Центра. По мнению известного социолога, специалиста в области элитологии Ольги Крыштановской, имитация – характерная черта любого авторитарного режима. Советский режим тоже был режимом имитантов. Вспоминается старый анекдот про поезд, который «дорогой Леонид Ильич» приказал раскачивать, имитируя движение вперед.

К самым ярким проявлениям имитации поддержки нынешней власти относятся митинги в защиту Владимира Путина и его реформ. Они уже прошли в Москве, Ставрополе, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Оренбурге, Брянске, Туле, Петрозаводске и других городах.

Хотя эти манифестации проводятся под флагами «Единой России», основная нагрузка по их организации лежит на региональных и местных властях. Главные участники митингов – командированные, которых для этого привозят на автобусах из глубинки в областной центр, губернаторы, депутаты и специально подготовленные рядовые труженики и студенты.

Например, формальными инициаторами митинга в Туле выступили региональная организация Союза женщин России, профсоюзы и местные «единороссы». Однако основная «оргработа» велась в кабинетах администрации области. Даже тексты самодельных плакатов писались в тульском «Белом доме». Всю неделю перед митингом руководители областных департаментов, управлений, комитетов работали с предприятиями и организациями по обеспечению явки. Кипучая административная суета создавала впечатление, что более важной задачи для областных чиновников нет.

Примечательно, что организация митинга началась сразу же после встречи губернатора Василия Стародубцева с Владимиром Путиным в резиденции президента в Ново-Огарево. Помимо проблем текущей экономической жизни области на этой встрече наверняка поднимался вопрос о политическом будущем главы региона, чьи полномочия заканчиваются 28 апреля. Кто же из губернаторов, оказавшись в такой ситуации, не поддержит главу государства в трудный момент?

Вероятно, персональную ответственность за провал монетизации понесут некоторые министры правительства. В первую очередь речь идет о Михаиле Зурабове и либералах из правительства – Германе Грефе и Алексее Кудрине. Именно эти фамилии автор услышал на митинге в поддержку президента в Туле, а до этого в администрации области видел плакат «Кудрин и Греф, уйдите сами!».

Кстати, любопытна риторика выступавших на митингах в поддержку главы государства. Она апеллирует к глубинам массового сознания, которое ученые характеризуют как «оборонное». Его логика проста. Если президента надо защитить, значит, у него есть и враги, которые повсюду.

Поиски врагов президента и его реформ продолжаются, но они не вызывают у людей ожидаемой реакции. Может быть, на самом деле угрозы для власти никакой не было и нет? Ведь рейтинг главы государства пошатнулся, но не рухнул. Ему по прежнему доверяют большинство избирателей. Возможно, эти страхи специально имитируются самими чиновниками и «Единой Россией». Тем самым бюрократия дает понять Владимиру Путину, что она является единственной силой, способной его поддержать в трудную минуту.

Между тем своими нелепыми инициативами власть сама загоняет себя в тупик, делает посмешищем в глазах миллионов пенсионеров, у которых отбирают последнее, что у них осталось, – признание государством их заслуг в виде натуральных льгот. А чиновники как получали их, так и получают. Поэтому, призывая защитить президента, «Единая Россия», как партия чиновничества, защищает прежде всего себя, свои льготы и привилегии. Но ресурс доверия Владимиру Путину не безграничен и будет таять пока не иссякнет, если власть не будет вести себя адекватно нынешней ситуации. Митинги в поддержку президента лишь ускоряют этот процесс.

Сергей Мигалин

Об авторе: Сергей Владимирович Мигалин — обозреватель «Независимой газеты».

Независимая Газета

# 32 (3428) 17 февраля 2005 г.

Независимая Газета

*