(«НИ»). Вчера получил развитие скандал, связанный с многочасовым заточением тысяч авиапассажиров в обесточенном аэропорту Нижнего Новгорода. Министр транспорта России Игорь Левитин поручил руководству Федерального агентства воздушного транспорта разобраться в ситуации. Параллельно свое расследование ведет и прокуратура. Пока всю вину валят на соседний велосипедный завод, из-за подключения которого к электросети якобы и произошла авария. Авиакомпании, которые в принципе должны отвечать за своих пассажиров, также кивают на руководство аэропорта.

В среду в Нижнем Новгороде продолжался «разбор полетов» случившегося накануне чрезвычайного происшествия в нижегородском аэропорту. Как сообщали вчера «Новые Известия», в ночь с понедельника на вторник из-за непогоды в Нижнем совершили вынужденную посадку 24 воздушных судна, следовавших в Москву. Поздно вечером аэропорт вдруг был обесточен. В результате более полутора тысяч пассажиров несколько часов маялись в зале ожидания в абсолютной темноте.

Вчера в Нижнем побывала делегация из представителей Генеральной прокуратуры РФ и местных следователей. После совещания с руководством аэропорта прокурорские работники вышли к журналистам и заявили: в ходе прокурорской проверки выяснилось, что в чрезвычайном происшествии, прежде всего, виновато… руководство расположенного неподалеку велосипедного завода. Производители велосипедов – впрочем, с разрешения руководства аэропорта – подключились к его электросетям, чем и спровоцировали короткое замыкание. Но мало того, что в зале ожидания почти пять часов не было света, а в местном буфете мгновенно кончилось съестное, в довершение всех бед в котельной понизилась технологическая температура. К темноте и голоду добавился пронизывающий холод.

По словам прокурора Нижегородской области Владимира Демидова, руководство аэропорта также весьма безалаберно отнеслось к исполнению своих служебных обязанностей. Уже установлено, что имеющееся энергетическое оборудование и взлетно-посадочные полосы принадлежат федеральному центру. Без отмашки из Москвы ремонтировать объекты федеральной собственности местные власти не имеют право. Вот и не ремонтировали – почти 40 лет. Так что сегодня никто не может дать гарантии, что чрезвычайная ситуация не повторится снова. Причем уже в ближайшие дни. «В аэропорту многое подлежит срочной замене, – сообщил замгенпрокурора РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Герасимов. – Кабели находятся в ветхом состоянии, так что все возможно».

Между тем вчера в Нижнем Новгороде весь день валил снег. По прогнозам синоптиков, непогода будет продолжаться и в четверг. Не исключено, что столичные аэропорты снова откажутся принимать авиарейсы и самолеты опять будут сажать на резервном аэродроме в Нижнем. Тем временем директор аэропорта Валентин Назарян заявил, что нижегородский аэровокзал в принципе не рассчитан на прием такого количества транзитных пассажиров. И что за сервис он тоже не отвечает, поскольку «самое главное в нашей работе – безопасность», подытожил Назарян.

Странно, но никто из официальных лиц вчера не говорил об ответственности авиакомпаний, а ведь именно они должны заботиться о пассажирах с самолетов, севших на запасные аэродромы. Корреспонденты «НИ» решили выяснить, как отреагировали на произошедшее представители крупнейших авиаперевозчиков.

Шесть самолетов, севших в Нижнем, принадлежали компания «Аэрофлот». Большая часть пассажиров с этих рейсов, обнаружив, что условия в аэропорту просто ужасные, предпочла добираться до Москвы поездом. За свои деньги. Остальных лишь в два часа ночи «эвакуировали» два самолета.

«Наша компания первой вывезла своих пассажиров из Нижнего, – скупо сообщила «Новым Известиям» сотрудница «Аэрофлота», не пожелавшая представиться. – На ТУ-134 улетели 40 человек, на ТУ-154 – 132 человека. Чтобы отправить всех желающих, наши сотрудники бегали по багажному отсеку с фонариками и искали нужные чемоданы. Что же касается ужасных условий… В каждом аэропорту компания «Аэрофлот» заключает соглашения на предоставление услуг нашим пассажирам. Гостиницы, питание, бронирование билетов и другие. В том, что пассажиры остались без всего этого, виноват аэропорт. Из-за отключения электричества людей невозможно было заселить в гостиницы и предоставить им питание».

В авиакомпании «Сибирь», пять самолетов которой оказались на несколько часов прикованы к земле, о проблемах в нижегородском аэропорту говорили более подробно.

«В Нижнем Новгороде было просто невозможно выполнить правила по обслуживанию пассажиров, – утверждает Глеб Осокин, руководитель отдела по работе с жалобами клиентов. – Гостиница в аэропорту рассчитана на 100 человек, а у нас – пять рейсов, это более 500 пассажиров. В городе ближайшие две гостиницы – четырех- и пятизвездочные отели, каждый номер там стоит 100 долларов. Это слишком дорого для внепланового расселения. Если везти пассажиров дальше в город, в гостиницы с номерами по 400 рублей, то возникает другая проблема. Задержки по метеоусловиям обычно бывают часов по восемь, редко – больше, а расселять мы должны только через шесть часов задержки. Получается, что мы только увезли пассажиров в гостиницы, как уже пора вылетать, и людей надо собирать обратно. Кстати, пассажиры двух наших международных рейсов – из Франкфурта и Баку не могли даже выйти из самолета, так как таможенники и пограничники из-за отсутствия электричества не могли их досмотреть. Здесь авиакомпания ничем не могла помочь. А что касается отсутствия горячего питания… В аэропорту Нижнего Новгорода цех бортпитания, предоставляющего горячую еду пассажирам, очень слабый. Он работает только на два рейса – на Ереван и Баку. Пассажирам с других рейсов – только сок и холодные закуски. Поэтому, даже не принимая во внимание отключение энергии, цех физически не в силах был обслужить всех скопившихся в аэропорту пассажиров, даже если у компаний была с ним договоренность».

АНАСТАСИЯ БЕРСЕНЕВА, СЕРГЕЙ АНИСИМОВ, Нижний Новгород

«Новые Известия»

17.02.05

четверг

«Новые Известия»

*