АвтоВАЗ чистит дилерскую сеть
Вчера пресс-служба ОАО АвтоВАЗ сообщила о новом этапе реформирования дилерской сети автозавода – переходе к одноуровневой системе поставок автомобилей дилерам. Оптовых дистрибуторов у АвтоВАЗа больше не будет, со всеми продавцами (их около 500) автозавод заключит прямые договоры. Дилеры полагают, что ситуацию на столичном авторынке это не изменит, а у мелких субдилеров в регионах может не хватить средств, чтобы выполнить корпоративные требования АвтоВАЗа.
Продажей и обслуживанием автомобилей АвтоВАЗа в России занимаются около 500 компаний, из них примерно 150 – прямые дилеры, 55 – оптовые структуры (дистрибуторы), имеющие свои субдилерские сети (около 300 фирм). Кроме того, у АвтоВАЗа 140 управлений региональных поставок (УРП), в которых заводу принадлежит от 27 до 100% уставного капитала. Они занимаются логистикой автомобилей и иногда являются дистрибуторами, а также занимаются розничными продажами «Лад». В ряде регионов работают независимые от АвтоВАЗа дистрибуторы.
Реформа дилерской сети АвтоВАЗа идет уже два года. За это время автозавод ввел единые отпускные цены для всех дилеров, закрепил территории за региональными дистрибуторами, избавившись от так называемой тольяттинской площадки, ввел квоты на поставку машин дилерам. Теперь АвтоВАЗ решил вообще убрать оптовых дистрибуторов и заключить прямые соглашения со всеми компаниями, занимающимися торговлей и обслуживанием «Лад». Как пояснили Ъ в дирекции по связям с общественностью АвтоВАЗа, это необходимо, чтобы повысить управляемость дилерской сети. Заметим, политика АвтоВАЗа в этом плане соответствует стратегии западных автопроизводителей – как правило, они не приветствуют наличие субдилеров, которых невозможно контролировать напрямую.
Все дилеры АвтоВАЗа будут вынуждены выполнить жесткие требования, среди которых наличие в собственности земельного участка, автосалона и сервиса, отвечающего корпоративным стандартам автозавода. Для всех дилеров разница между отпускной ценой завода и рекомендованной розничной станет одинаковой. По данным Ъ, сейчас оптовая наценка составляет 3%, розничная – 9%. На АвтоВАЗе полагают, что оптовые перепродавцы, большинство которых являются «дочками» автозавода, от реформы не пострадают, «если будут активно заниматься розницей».
Прообразом новой системы на АвтоВАЗе называют Москву и Тольятти, где дистрибуторов нет, а все дилеры (независимые и аффилированные с заводом) имеют прямые отношения с АвтоВАЗом и не пользуются никакими преференциями.
Независимые столичные дилеры (среди них «Автомир», «Инком-Лада», «Авто`кей») подтвердили, что финансовых преференций у дочерних структур АвтоВАЗа («Элекс-полюс», «Лада Фаворит» и др.) действительно нет, но некоторые из них в сезон наибольшего спроса имеют неформальные возможности «оттягивать» на себя квоты конкурентов. «Но вряд ли это будет иметь значение в будущем,– считает источник Ъ в одной из дилерских компаний.– Спрос на «Лады» снижается, и независимые дилеры переориентируются на недорогие иномарки. При одинаковых требованиях производителей торговать Hyundai и Renault выгоднее, чем «Ладами»». В то же время источник Ъ сомневается, что сотням мелких дилеров АвтоВАЗа в регионах удастся найти минимум $2-3 млн на строительство автоцентров, отвечающих требованиям автозавода. Поэтому «им станет выгоднее пользоваться «серой» схемой: купить машины у столичного дилера с дисконтом и продать у себя».
ЕКАТЕРИНА Ъ-САФАРОВА
№ 26 (№ 3110) от 15.02.2005, ВТ
*