За последние несколько лет человечество заметно приблизило час, когда его посланцы смогут вплотную приблизиться к Марсу, а затем ступить на поверхность этой планеты. Россия — среди тех стран, которые традиционно идут здесь в авангарде.

Недавно заместитель генерального конструктора РКК «Энергия» Николай Брюханов заявил, что российский обитаемый космический аппарат может выйти на марсианскую орбиту в 2014 году — задолго до того, как США, Европа или Китай способны подойти к достижению подобной цели. Так, по мнению руководителя проекта НАСА по исследованию поверхности Марса Артура Томпсона, люди смогут совершить перелет к соседней планете и высадиться на ее поверхности в ближайшие 20—30 лет, если там будет обнаружена вода. В 2033 году, как сообщает Рейтер, планирует отправить на Марс людей Eвропейское космическое агентство. Ходят слухи о намерениях Китая забросить на Марс автоматический зонд в период до 2020 года. Правда, высадка человека на эту планету не входит в планы Китая на ближайшие годы.

Возникает вопрос: зачем крупнейшие мировые державы и региональная организация тратят деньги и время на достижение одной и той же цели? Что это? Конкуренция, но ради чего? Национальной безопасности? В прошлом военные соображения играли очень большую роль в освоении космоса. Но думается, что в случае с Марсом ситуация несколько иная. Может быть, это средство укрепления национальной гордости и утверждения собственного приоритета? Не слишком ли дорого обходится национальная гордость одного народа в то время, как на земле ежедневно умирают от голода и болезней миллионы людей.

Не проще ли и экономнее было бы объединить усилия и совместно организовать экспедицию на Марс? Достаточно вспомнить Международную космическую станцию — сейчас в осуществлении этого проекта принимают участие 15 государств мира. Повсеместно возникают региональные межгосударственные организации по совместному освоению и использованию космоса, такие как «Интелсат», «Инмарсат», «Интерспутник», «Евтелсат», «Арабсат» и «Раском», причем такие структуры продолжают появляться и в наши дни. Например, в сентябре прошлого года страны Единого экономического пространства создали единую транснациональную ракетно-космическую корпорацию. А в ноябре 2004 года в Пекине представители 14 стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), а также ООН начали обсуждать вопрос создания организации по сотрудничеству в области космоса.

Все эти процессы, как и периодически обсуждаемые масштабные проекты, лишь подтверждают актуальность создания единой всемирной космической организации. Она может быть образована под эгидой Организации Объединенных Наций, допустим, как специализированное учреждение ООН. Сегодня в ООН космосом занимаются два органа — Комитет по мирному использованию космического пространства (КОПУОС), заседающий обычно в Вене, и Конференция по разоружению, призванная рассматривать вопрос о предотвращении милитаризации космоса и находящаяся в Женеве. Эти два органа совершенно не координируют свою деятельность, в их работе много несогласованности и дублирования.

Поэтому будущей Всемирной космической организации (ВКО) было бы целесообразно поручить рассмотрение как вопросов, входящих в компетенцию этих двух органов, так и некоторые других относящихся к космосу проблем, выпавших из поля зрения мирового сообщества и представляющих огромный интерес для всего мира (скажем, вопрос об астероидной опасности). В качестве первого шага на пути создания Всемирной космической организации можно было бы объединить Венский комитет и Конференцию по разоружению, например, путем создания в КОПУОС третьего военно-политического подкомитета в дополнение к двум уже имеющимся — научно-техническому и юридическому.

Кстати, впервые идея создания всемирной космической организации в форме организации спутникового контроля за соблюдением разоруженческих соглашений была выдвинута на заседании КОПУОС еще в 1987 году представителем Франции. Спустя два года, в 1989 году, это предложение было поддержано СССР и затем забыто на много лет. И лишь в 2003 году идея была вновь повторена на юридическом подкомитете КОПУОС представителем России.

Создание ВКО пошло бы на пользу международному сообществу в целом и России в частности. Например, Россия уже давно ставит вопрос о международно-правовом запрете гонки вооружений в космосе. Однако некоторые государства уже несколько лет довольно жестко блокируют обсуждение вопроса о космосе на конференции по разоружению и одновременно разоруженческой тематики в КОПУОС. Поэтому, начав дискуссию по данной тематике в рамках вновь созданной организации, так сказать, с чистого листа, можно попытаться сдвинуть эту проблему с мертвой точки.

Кроме того, с практической точки зрения деятельность Всемирной космической организации будет заключаться в разработке масштабных проектов исследования и освоения космоса, сборе средств на их осуществление с последующей передачей этих средств тем государствам, которые могут практически реализовать проект. Россия входит в число таких государств. Таким образом, и политически, и экономически проблема создания Всемирной космической организации стоит того, чтобы реально взяться за ее решение.

Александр ГАВРЮШКИН,

сотрудник секретариата генерального директора

Женевского отделения ООН в 1993 — 2000 годах

N°25

15 февраля 2005 Время новостей

Время новостей

*